Центр коррекции дислексии

Дислексик в классе – руководство для учителей и родителей

Сейчас, когда требования к образованию и грамотности людей очень высоки, особое значение приобретает обучение детей в школе, в том числе чтению, орфографии, грамматике и вообще способности излагать свои мысли в письменном виде. Чтение – залог полного и правильного понимания и глубокого изучения преподаваемых в школе предметов. Оно важно и для взрослых людей в их профессиональной и частной жизни.

У детей с дислексией во время обучения чтению и письму может возникать немало проблем, одна из которых, пожалуй, самая главная – психологические травмы, которые они получают в среде сверстников из-за своей неспособности изучать предметы так же, как все. Однако у учителя есть возможность избавить ребёнка с дислексией от страданий и ввести в коллектив класса как его полноценного члена, чтобы он чувствовал себя уверенно, комфортно и не был принижаем сверстниками.

Из-за того, что инструкции, понятные для остальных, дислексикам кажутся сложными и путаными, их легко заставить чувствовать себя неполноценными. Обязанность классного руководителя – избежать этого и создать комфортные условия для обучения ВСЕХ без исключения УЧЕНИКОВ. Педагог должен понимать проблемы, возникающие у его подопечных-дислексиков, и решать эти сложности вместе с ними.

Я надеюсь, что изложенные ниже советы помогут классным руководителям избежать непонимания детей-дислексиков и создать для них учебную среду, в которой те могли бы развиваться и самосовершенствоваться, чувствуя себя полноценными членами класса.

В первую очередь необходимо учитывать проблемы, которые возникают у дислексиков из-за слабой краткосрочной памяти, что мешает им должным образом использовать лекции учителя во время занятий. Например, у них могут возникать сложности с запоминанием звуков, достаточным для последующей записи слов. Для дислексиков тяжело запомнить даже короткую инструкцию.

Нижеприведённые советы могут быть полезны для работы с дислексиками учителей и помощи им их родителями.

В классе

  1. Задача всех детей в классе – изучение материала, начиная с плана урока и заканчивая резюме пройденного материала. Это позволяет информации, усвоенной на уровне краткосрочной памятью, переместиться в память долгосрочную.
  2. Учителю необходимо проконтролировать правильность записи домашнего задания, сделанной дислексиком, а также то, что он взял с собой домой все необходимые для его выполнения материалы (книги и записи).
  3. Учителю стоит проконтролировать, чтобы дислексик записал телефонные номера хотя бы нескольких детей из класса. Тогда при возникновении у него вопросов и сложностей с выполнением домашней работы он сможет спросить у них совета, а не тревожиться или делать работу неправильно.
  4. Дислексик должен записывать все домашние задания и другую информацию, необходимую ему для учёбы, даже если это кажется излишним.
  5. Учитель должен составить контрольный список выполнения задач на день для ученика-дислексика, чтобы он мог каждый вечер самостоятельно отслеживать свои успехи, развивать свою уверенность и ответственность.
  6. Для дислексиков важна упорядоченность учебного процесса. Учителю стоит поощрять их в организации учебной среды, использовании папок, разделителей и самому использовать их для упрощения работы.
  7. Задания для дислексиков должны быть разделены на небольшие и легко запоминаемые части.
  8. При плохой визуальной памяти для детей-дислексиков особую важность приобретают раздаточные материалы и заметки. Самостоятельное копирование информации в этом случае менее эффективно.
  9. Ребёнок с дислексией должен сидеть как можно ближе к учителю, чтобы при возникновении вопросов тот мог помочь ему. Также важна поддержка и мотивация со стороны одноклассников.

Копирование с доски

  1. Выделение текста на доске играет важную роль: учителю необходимо использовать мел разных цветов для каждой строки или подчёркивать каждую вторую строку при изложении большого объёма информации.
  2. Ещё важнее чёткость и разборчивость самой записи – этому нужно уделять повышенное внимание.
  3. Чтобы избежать спешки, нервозности и ошибок у детей необходимо оставлять все записи на время, достаточное, чтобы они могли их переписать.

Чтение

  1. Для ребёнка-дислексика очень важна структурированная схема чтения, при которой новые слова вводятся мало-помалу и уделяется внимание повторению пройденного материала. Это позволяет ему развить уверенность в себе и самоуважение.
  2. Требование читать на уровне выше возможного для них мгновенно демотивирует дислексиков. Кроме того, постоянное напряжение заставит дислексика забывать смысл прочитанного. Но при умеренных и разумных требованиях к уровню чтения дети могут получать от него удовольствие, что способствует их развитию и подвигает учиться лучше.
  3. Стоит избегать чтения в классе для детей-дислексиков, поскольку это может травмировать их. Для этого лучше отвести время после занятий, чтобы ребёнок читал наедине с учителем. Кроме того, полезно задавать дислексикам чтение на дом, чтобы они тренировали свои навыки в кругу родных перед тем, как читать перед учителем. Так ребёнок может избавиться от страха публичного чтения и, возможно, начнёт читать вслух с другими детьми.
  4. Чтение для дислексиков очень важно. Детям чрезвычайно полезно читать с родителями и другими взрослыми, чтобы развить интерес к книгам и удовольствие от чтения. Дислексия не должна быть преградой для этого. Чтение в первую очередь должно быть интересным ребёнку.

Орфография

  1. Дислексикам сложно использовать многие методы обучения письму, однако все без исключения ученики с успехом могут применять структурированные и систематические правила и шаблоны, лежащие в основе языка.
  2. При изучении правил орфографии проверочные слова часто группируются по теме, а не по структуре. Если в классе учатся дислексики, то наличие короткого списка слов, основанного на структурном подходе, поможет им успешнее справляться с написанием еженедельных тестов по правописанию. Каждую неделю можно включать три-четыре таких слова, и в итоге учитель заметит, как дислексики улучшают навыки письма.
  3. Чтение является одним из условий развития грамотности при письме, и учителю стоит поощрять к нему дислексиков. Хотя кажется, что они не могут понять свои ошибки в процессе письма, они могут отслеживать ошибки, на которые им уже указали.
  4. В первую очередь, работая с детьми с диагнозом дислексия и проблемами с письмом, учитель должен помнить, что плохая орфография не говорит о низком интеллекте.

Математика

  1. У математики – собственный язык, и это может вызывать сложности у детей с дислексией. Некоторые дислексики хорошо разбираются в ней, но порядка 90% из них имеют проблемы. Важно, чтобы дислексики в первую очередь чётко понимали значение математических терминов и определений. Например, слова «сумма», «плюс», «сложение», «всего» используются для описания одного процесса (и его результата). У детей с дислексией могут возникать проблемы на почве визуальных/перцептивных навыков, путаницы в направлении, последовательности действий, понимания слов и памяти. Сложности могут вызывать вычисления и другие задачи, для решения которых необходимо осуществить длинный ряд последовательных действий, что требует большого напряжения кратковременной памяти. Например, алгебра, начала анализа и прочее. Многие дислексики не сразу начинают понимать разницу между «больше/меньше на сколько-то» и «больше/меньше во сколько-то раз».
  2. Ребёнок с дислексией должен развивать способность к самоконтролю и самостоятельной оценке навыков и результатов труда. Например, при решении задачи, он может оценивать результат по шкале «возможно, разумно, маловероятно».
  3. При счёте вслух учитель должен позволять ученикам с дислексией записывать число и знак из задачи.
  4. Для многих дислексиков полезным является озвучивание своего пути в решении каждой задачи, поэтому учителю стоит поощрять их в этом.
  5. Дети с дислексией должны использовать для расчётов калькулятор. Учителю необходимо обучить их счёту на калькуляторе и убедиться, что они всё понимают верно.
  6. Для дислексиков важна справочная информация: ключевые понятия можно разместить в карточной индексной системе или на внутренней стороне обложки учебника по математике, чтобы ребёнок всегда мог воспользоваться ими.
  7. Необходимо уделять время и внимание запоминанию и повторению математических терминов с помощью сенсорных/кинестетических методов.
  8. Для лучшего восприятия запятой в десятичных дробях её можно пометить красным цветом.

Почерк

  1. У плохого почерка может быть множество причин, среди которых: неразвитая мелкая моторика рук, высокое напряжение при письме, большая скорость письма и плохо сформированные буквы. Детям с дислексией будет полезно писать курсивом. Также следует поощрять их тренировать свои навыки письма и относиться к ним критически. Можно спросить ребёнка, какие ошибки он замечает за собой и как их можно исправить, чтобы читать его работу было легче и приятнее.
  2. Необходимо рассказать ребёнку о том, насколько полезен ему будет хороший почерк, как он поможет ему во время работы с классом. Можно провести анализ ошибок, выписав несколько слов на доске и предложив детям прокомментировать их.
  3. Для практических занятий по улучшению почерка дислексика нужно выбирать слова, с которыми у него нет проблем в понимании значения и орфографии.
  4. Нужно понимать, что повышение навыков письма и улучшение почерка напрямую сказывается на повышении самооценки ребёнка и его учёбе.

Маркировка работы

  1. Для дислексика очень важны похвала и поощрение. Он должен чувствовать, что его труд не остаётся незамеченным учителем. Это позволит ему лучше стараться и повышать свою успеваемость.
  2. Необходимо отмечать только те орфографические ошибки, которые соответствуют уровню орфографии ребёнка; причём делать это нужно карандашом и добавляя ободряющие ремарки.
  3. Отмечать ошибки в работах дислексиков красным цветом не стоит – это очень удручает и расстраивает детей, ведь для достижения своего скромного результата они вынуждены трудиться намного больше сверстников.
  4. Повторное выполнение работы целиком может привести дислексика в уныние, ведь он уже потратил на неё много сил и времени, поэтому рекомендуется давать на переделку конкретные отрывки, в которых были допущены ошибки.

Домашнее задание

  1. Ребёнок с дислексией устаёт быстрее и сильнее сверстников, ведь ему ничего не даётся легко: необходимо работать с полной отдачей сил, а иногда стараясь больше, чем он может; каждое задание требует от него бо́льших усилий и времени, чем от его сверстников. Поэтому к вечеру дети с дислексией обычно допускают больше ошибок. Учитель должен учитывать это и задавать на дом тот объём работы, который по силам ребёнку и принесёт ему реальную пользу. При переписывании 2-3 страниц текста после школы дислексик только устанет, у него заболит голова, но толка от этого не будет. Задание ме́ньшего объёма будет полезнее.  
  2. Давая задание дислексику, нужно быть тактичным и не подчёркивать лишний раз его отличие от сверстников – это отрицательно скажется на самооценке ребёнка и ранит его. С другой стороны, нужно понимать, что задания требуют от таких детей больше времени и усилий.
  3. Для ребёнка с дислексией должен быть установлен лимит времени на домашнюю работу. Обычно дислексики тратят на неё намного больше времени, чем сверстники, сильно уставая и отчаиваясь от неудач. Этого нужно постараться избежать.

Интеграция

  1. Поскольку навыки письменного изложения своих мыслей дислексиков ниже, чем у других людей, учитель должен учитывать это и быть готовым принять устные ответы, чтобы иметь чёткое представление об их уровне понимания предметов.
  2. Учитель может использовать альтернативные варианты подачи информации и предоставления ответов дислексиками, такие как: напечатанные на компьютере тексты, аудиозаписи уроков, письменный счёт вместо устного, компьютерные устройства, активируемые голосом.
  3. Дислексикам требуется много больше времени на работу, чем их сверстникам, поэтому это время должно быть им предоставлено.
  4. Чтобы избежать ощущения дислексиками своей отличности от остальных детей некоторые специальные методы могут быть включены в программу общего обучения в классе. Это также поможет всем детям извлечь бо́льшую пользу из занятий.

Вывод

  1. Для качественного обучения каждого ребёнка необходимо видеть его или её в первую очередь как личность с индивидуальными сильными и слабыми сторонами.
  2. Понимание особенностей детей с дислексией и сложностей, которые у них возникают в процессе обучения, позволит учителю принять необходимые меры для того, чтобы сделать обучение таких детей более эффективным и комфортным.
  3. Нужно понимать, что дети с дислексией одарены во многих областях, например, они могут хорошо рисовать, имеют высокий уровень визуального пространственного осознания, развитые устные навыки и прочее. Если принимать во внимание не только их слабые стороны, но учитывать и развивать их достоинства, они могут стать полноценными членами своих классов и школ. А для этого учителям нужно отказаться от устаревших шаблонов восприятия дислексиков.
  4. Дети с дислексией имеют большой потенциал, который может быть развит и превращён в основу преуспевания в жизни, если поддержать их и не дать испытать сбивающее с ног чувство неудачи.
  5. Классные руководители, среди учеников которых есть дислексики, должны проявлять к ним гибкость и понимание, а не стремиться «уравнять» их с другими детьми.
  6. Все учителя, занимающиеся с дислексиками, должны чётко понимать, что те обладают своими талантами и навыками, и оценивать их, исходя лишь из сложностей с учёбой, нельзя. Как и все дети, они в чём-то хороши, а в чём-то – не очень, вот в чём правда. И учитель должен понимать это в первую очередь.