Дислексик в классе – руководство для учителей и родителей
Сейчас, когда требования к образованию и грамотности людей очень высоки, особое значение приобретает обучение детей в школе, в том числе чтению, орфографии, грамматике и вообще способности излагать свои мысли в письменном виде. Чтение – залог полного и правильного понимания и глубокого изучения преподаваемых в школе предметов. Оно важно и для взрослых людей в их профессиональной и частной жизни.
У детей с дислексией во время обучения чтению и письму может возникать немало проблем, одна из которых, пожалуй, самая главная – психологические травмы, которые они получают в среде сверстников из-за своей неспособности изучать предметы так же, как все. Однако у учителя есть возможность избавить ребёнка с дислексией от страданий и ввести в коллектив класса как его полноценного члена, чтобы он чувствовал себя уверенно, комфортно и не был принижаем сверстниками.
Из-за того, что инструкции, понятные для остальных, дислексикам кажутся сложными и путаными, их легко заставить чувствовать себя неполноценными. Обязанность классного руководителя – избежать этого и создать комфортные условия для обучения ВСЕХ без исключения УЧЕНИКОВ. Педагог должен понимать проблемы, возникающие у его подопечных-дислексиков, и решать эти сложности вместе с ними.
Я надеюсь, что изложенные ниже советы помогут классным руководителям избежать непонимания детей-дислексиков и создать для них учебную среду, в которой те могли бы развиваться и самосовершенствоваться, чувствуя себя полноценными членами класса.
В первую очередь необходимо учитывать проблемы, которые возникают у дислексиков из-за слабой краткосрочной памяти, что мешает им должным образом использовать лекции учителя во время занятий. Например, у них могут возникать сложности с запоминанием звуков, достаточным для последующей записи слов. Для дислексиков тяжело запомнить даже короткую инструкцию.
Нижеприведённые советы могут быть полезны для работы с дислексиками учителей и помощи им их родителями.
В классе
- Задача всех детей в классе – изучение материала, начиная с плана урока и заканчивая резюме пройденного материала. Это позволяет информации, усвоенной на уровне краткосрочной памятью, переместиться в память долгосрочную.
- Учителю необходимо проконтролировать правильность записи домашнего задания, сделанной дислексиком, а также то, что он взял с собой домой все необходимые для его выполнения материалы (книги и записи).
- Учителю стоит проконтролировать, чтобы дислексик записал телефонные номера хотя бы нескольких детей из класса. Тогда при возникновении у него вопросов и сложностей с выполнением домашней работы он сможет спросить у них совета, а не тревожиться или делать работу неправильно.
- Дислексик должен записывать все домашние задания и другую информацию, необходимую ему для учёбы, даже если это кажется излишним.
- Учитель должен составить контрольный список выполнения задач на день для ученика-дислексика, чтобы он мог каждый вечер самостоятельно отслеживать свои успехи, развивать свою уверенность и ответственность.
- Для дислексиков важна упорядоченность учебного процесса. Учителю стоит поощрять их в организации учебной среды, использовании папок, разделителей и самому использовать их для упрощения работы.
- Задания для дислексиков должны быть разделены на небольшие и легко запоминаемые части.
- При плохой визуальной памяти для детей-дислексиков особую важность приобретают раздаточные материалы и заметки. Самостоятельное копирование информации в этом случае менее эффективно.
- Ребёнок с дислексией должен сидеть как можно ближе к учителю, чтобы при возникновении вопросов тот мог помочь ему. Также важна поддержка и мотивация со стороны одноклассников.
Копирование с доски
- Выделение текста на доске играет важную роль: учителю необходимо использовать мел разных цветов для каждой строки или подчёркивать каждую вторую строку при изложении большого объёма информации.
- Ещё важнее чёткость и разборчивость самой записи – этому нужно уделять повышенное внимание.
- Чтобы избежать спешки, нервозности и ошибок у детей необходимо оставлять все записи на время, достаточное, чтобы они могли их переписать.
Чтение
- Для ребёнка-дислексика очень важна структурированная схема чтения, при которой новые слова вводятся мало-помалу и уделяется внимание повторению пройденного материала. Это позволяет ему развить уверенность в себе и самоуважение.
- Требование читать на уровне выше возможного для них мгновенно демотивирует дислексиков. Кроме того, постоянное напряжение заставит дислексика забывать смысл прочитанного. Но при умеренных и разумных требованиях к уровню чтения дети могут получать от него удовольствие, что способствует их развитию и подвигает учиться лучше.
- Стоит избегать чтения в классе для детей-дислексиков, поскольку это может травмировать их. Для этого лучше отвести время после занятий, чтобы ребёнок читал наедине с учителем. Кроме того, полезно задавать дислексикам чтение на дом, чтобы они тренировали свои навыки в кругу родных перед тем, как читать перед учителем. Так ребёнок может избавиться от страха публичного чтения и, возможно, начнёт читать вслух с другими детьми.
- Чтение для дислексиков очень важно. Детям чрезвычайно полезно читать с родителями и другими взрослыми, чтобы развить интерес к книгам и удовольствие от чтения. Дислексия не должна быть преградой для этого. Чтение в первую очередь должно быть интересным ребёнку.
Орфография
- Дислексикам сложно использовать многие методы обучения письму, однако все без исключения ученики с успехом могут применять структурированные и систематические правила и шаблоны, лежащие в основе языка.
- При изучении правил орфографии проверочные слова часто группируются по теме, а не по структуре. Если в классе учатся дислексики, то наличие короткого списка слов, основанного на структурном подходе, поможет им успешнее справляться с написанием еженедельных тестов по правописанию. Каждую неделю можно включать три-четыре таких слова, и в итоге учитель заметит, как дислексики улучшают навыки письма.
- Чтение является одним из условий развития грамотности при письме, и учителю стоит поощрять к нему дислексиков. Хотя кажется, что они не могут понять свои ошибки в процессе письма, они могут отслеживать ошибки, на которые им уже указали.
- В первую очередь, работая с детьми с диагнозом дислексия и проблемами с письмом, учитель должен помнить, что плохая орфография не говорит о низком интеллекте.
Математика
- У математики – собственный язык, и это может вызывать сложности у детей с дислексией. Некоторые дислексики хорошо разбираются в ней, но порядка 90% из них имеют проблемы. Важно, чтобы дислексики в первую очередь чётко понимали значение математических терминов и определений. Например, слова «сумма», «плюс», «сложение», «всего» используются для описания одного процесса (и его результата). У детей с дислексией могут возникать проблемы на почве визуальных/перцептивных навыков, путаницы в направлении, последовательности действий, понимания слов и памяти. Сложности могут вызывать вычисления и другие задачи, для решения которых необходимо осуществить длинный ряд последовательных действий, что требует большого напряжения кратковременной памяти. Например, алгебра, начала анализа и прочее. Многие дислексики не сразу начинают понимать разницу между «больше/меньше на сколько-то» и «больше/меньше во сколько-то раз».
- Ребёнок с дислексией должен развивать способность к самоконтролю и самостоятельной оценке навыков и результатов труда. Например, при решении задачи, он может оценивать результат по шкале «возможно, разумно, маловероятно».
- При счёте вслух учитель должен позволять ученикам с дислексией записывать число и знак из задачи.
- Для многих дислексиков полезным является озвучивание своего пути в решении каждой задачи, поэтому учителю стоит поощрять их в этом.
- Дети с дислексией должны использовать для расчётов калькулятор. Учителю необходимо обучить их счёту на калькуляторе и убедиться, что они всё понимают верно.
- Для дислексиков важна справочная информация: ключевые понятия можно разместить в карточной индексной системе или на внутренней стороне обложки учебника по математике, чтобы ребёнок всегда мог воспользоваться ими.
- Необходимо уделять время и внимание запоминанию и повторению математических терминов с помощью сенсорных/кинестетических методов.
- Для лучшего восприятия запятой в десятичных дробях её можно пометить красным цветом.
Почерк
- У плохого почерка может быть множество причин, среди которых: неразвитая мелкая моторика рук, высокое напряжение при письме, большая скорость письма и плохо сформированные буквы. Детям с дислексией будет полезно писать курсивом. Также следует поощрять их тренировать свои навыки письма и относиться к ним критически. Можно спросить ребёнка, какие ошибки он замечает за собой и как их можно исправить, чтобы читать его работу было легче и приятнее.
- Необходимо рассказать ребёнку о том, насколько полезен ему будет хороший почерк, как он поможет ему во время работы с классом. Можно провести анализ ошибок, выписав несколько слов на доске и предложив детям прокомментировать их.
- Для практических занятий по улучшению почерка дислексика нужно выбирать слова, с которыми у него нет проблем в понимании значения и орфографии.
- Нужно понимать, что повышение навыков письма и улучшение почерка напрямую сказывается на повышении самооценки ребёнка и его учёбе.
Маркировка работы
- Для дислексика очень важны похвала и поощрение. Он должен чувствовать, что его труд не остаётся незамеченным учителем. Это позволит ему лучше стараться и повышать свою успеваемость.
- Необходимо отмечать только те орфографические ошибки, которые соответствуют уровню орфографии ребёнка; причём делать это нужно карандашом и добавляя ободряющие ремарки.
- Отмечать ошибки в работах дислексиков красным цветом не стоит – это очень удручает и расстраивает детей, ведь для достижения своего скромного результата они вынуждены трудиться намного больше сверстников.
- Повторное выполнение работы целиком может привести дислексика в уныние, ведь он уже потратил на неё много сил и времени, поэтому рекомендуется давать на переделку конкретные отрывки, в которых были допущены ошибки.
Домашнее задание
- Ребёнок с дислексией устаёт быстрее и сильнее сверстников, ведь ему ничего не даётся легко: необходимо работать с полной отдачей сил, а иногда стараясь больше, чем он может; каждое задание требует от него бо́льших усилий и времени, чем от его сверстников. Поэтому к вечеру дети с дислексией обычно допускают больше ошибок. Учитель должен учитывать это и задавать на дом тот объём работы, который по силам ребёнку и принесёт ему реальную пользу. При переписывании 2-3 страниц текста после школы дислексик только устанет, у него заболит голова, но толка от этого не будет. Задание ме́ньшего объёма будет полезнее.
- Давая задание дислексику, нужно быть тактичным и не подчёркивать лишний раз его отличие от сверстников – это отрицательно скажется на самооценке ребёнка и ранит его. С другой стороны, нужно понимать, что задания требуют от таких детей больше времени и усилий.
- Для ребёнка с дислексией должен быть установлен лимит времени на домашнюю работу. Обычно дислексики тратят на неё намного больше времени, чем сверстники, сильно уставая и отчаиваясь от неудач. Этого нужно постараться избежать.
Интеграция
- Поскольку навыки письменного изложения своих мыслей дислексиков ниже, чем у других людей, учитель должен учитывать это и быть готовым принять устные ответы, чтобы иметь чёткое представление об их уровне понимания предметов.
- Учитель может использовать альтернативные варианты подачи информации и предоставления ответов дислексиками, такие как: напечатанные на компьютере тексты, аудиозаписи уроков, письменный счёт вместо устного, компьютерные устройства, активируемые голосом.
- Дислексикам требуется много больше времени на работу, чем их сверстникам, поэтому это время должно быть им предоставлено.
- Чтобы избежать ощущения дислексиками своей отличности от остальных детей некоторые специальные методы могут быть включены в программу общего обучения в классе. Это также поможет всем детям извлечь бо́льшую пользу из занятий.
Вывод
- Для качественного обучения каждого ребёнка необходимо видеть его или её в первую очередь как личность с индивидуальными сильными и слабыми сторонами.
- Понимание особенностей детей с дислексией и сложностей, которые у них возникают в процессе обучения, позволит учителю принять необходимые меры для того, чтобы сделать обучение таких детей более эффективным и комфортным.
- Нужно понимать, что дети с дислексией одарены во многих областях, например, они могут хорошо рисовать, имеют высокий уровень визуального пространственного осознания, развитые устные навыки и прочее. Если принимать во внимание не только их слабые стороны, но учитывать и развивать их достоинства, они могут стать полноценными членами своих классов и школ. А для этого учителям нужно отказаться от устаревших шаблонов восприятия дислексиков.
- Дети с дислексией имеют большой потенциал, который может быть развит и превращён в основу преуспевания в жизни, если поддержать их и не дать испытать сбивающее с ног чувство неудачи.
- Классные руководители, среди учеников которых есть дислексики, должны проявлять к ним гибкость и понимание, а не стремиться «уравнять» их с другими детьми.
- Все учителя, занимающиеся с дислексиками, должны чётко понимать, что те обладают своими талантами и навыками, и оценивать их, исходя лишь из сложностей с учёбой, нельзя. Как и все дети, они в чём-то хороши, а в чём-то – не очень, вот в чём правда. И учитель должен понимать это в первую очередь.
Что делает Метод Дейвиса уникальным
27.09.2018