ЦЕНТР КОРРЕКЦИИ ДИСЛЕКСИИ ПО МЕТОДУ РОНАЛЬДА ДЕЙВИСА

Дислексия и дисграфия: причины возникновения и коррекция

Некоторые дети, начиная обучение в школе, испытывают те или иные затруднения при овладении навыками чтения и письма. В результате дислексики и дисграфики имеют проблемы с успеваемостью. Таких детей ругают родители и учителя, над ними смеются одноклассники. Существует немало ложных представлений о причинах возникновения дислексии и дисграфии. Некоторые считают, что подобные нарушения встречаются у умственно отсталых детей. Другие же говорят, что дислексия и дисграфия – плод обучения при помощи новых методик, которые изначально имеют в корне неверный посыл. Разобраться в причинах возникновения данных нарушений помогут многолетние исследования детских психологов и логопедов.

Так что же такое дислексия и дисграфия? Психоневрологи считают, что дислексия – это нарушение чтения, а дисграфия – нарушение письма. Дислексики, как правило, делают существенные ошибки в процессе чтения: пропускают и/или меняют местами звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов и фраз, могут пропускать начальные слоги слова.

Читают такие дети медленно. У них нередко обнаруживается неспособность к четкому восприятию на слух некоторых звуков и, как результат, невозможность использования этих звуков в речи и на письме. Дислексики испытывают трудности при различении схожих звуков: б-п, д-т, с-з и др. Как следствие – стремление избежать выполнения задания по русскому языку и литературе (будь то изложение, сочинение или же простое чтение и пересказ), поскольку подобные работы даются ему плохо, ученик не уверен в своих силах.

В результате дислексия существенно осложняет сам процесс обучения в школе и как бы демотивирует учащегося. Речь, нарушение которой слишком заметно, затрудняет коммуникацию с одноклассниками, в результате ученик оказывается как бы в изоляции.

При дисграфии ребенок с трудом овладевает навыком письменной речи. Его письменные работы выполняются с большим количеством грамматических ошибок. Отсутствие знаков препинания и заглавных букв, неразборчивый почерк также указывают на то, что у ребенка может быть дисграфия. Коррекция данного нарушения, к слову, позволяет в полной мере раскрыть потенциал учащегося. При дисграфии ученики средних и старших классов пытаются изъясняться на письме короткими фразами, существенно ограничивая свой словарный запас. Но даже в часто употребляемых ими словах, страдающие дисграфией делают грубые ошибки. Такие дети начинают прогуливать уроки русского языка, отказываются делать домашнее задание по этому предмету. Из-за плохой успеваемости у них может развиться депрессия, вызванная ощущением собственной неполноценности и некоторой отчужденностью одноклассников. Взрослые люди с дисграфией испытывают трудности даже при написании пожеланий в поздравительной открытке или небольшого письма. Такие люди стараются трудоустроиться туда, где писать ничего не нужно.

Ошибки, которые возникают при дисграфии и дислексии имеют специфический, типичный и устойчивый характер. Однако если ребенок делает подобные ошибки, но они единичны, то причина, скорее всего, кроется в чем-то другом. Ошибки, допущенные вследствие незнания правил, не относятся к дисграфическим.
В результате чего могут возникнуть дислексия и дисграфия, коррекция которых обязательна в случаях тяжелых нарушений речи и письма?

Сам процесс овладения навыками чтения и письма весьма труден. Участие в нем принимают четыре анализатора:

  • речедвигательный (отвечает за произношение, т.е. артикулирование);
  • речеслуховой (отвечает за подбор нужного звука);
  • зрительный (подбирает соответствующую графему);
  • двигательный (отвечает за переход графемы в кинему, т.е. за набор определенных движений, необходимых для того, чтобы сделать запись).

 

Все эти процессы происходят в теменно-височно-затылочной области головного мозга и полностью формируются к 10–11 годам. Однако начальный этап письма – мотив, побуждение, обеспечивают лобные доли коры головного мозга.

Большое значение при овладении навыками чтения и письма имеет уровень развития всех сторон речи. Нарушение сформированности лексико-грамматического и фонематического восприятия, а также звукопроизношения (на любом этапе развития) относятся к основным причинам появления дислексии и дисграфии. Если у ребенка имеются нарушения речевого (фонематического) слуха, то, совершенно естественно, что он будет испытывать трудности при обучении чтению и письму. Ведь невозможно научиться читать, если нечетко слышишь звучащую речь. Нарушение письма также вытекает из недоразвития речевого понимания.
Навыки письменной речи также не даются ребенку, поскольку он не может соотносить звуки с обозначающими их буквами. Основную трудность представляет собой распознавание звука в речи и соотнесение его с определенным графическим символом – буквой. Именно поэтому обучение детей с нарушением фонематического слуха представляет собой труднорешаемую педагогическую проблему.

В группе риска находятся и дети с нечеткой дикцией. Фразы «Еле языком ворочает…» и «Каша во рту» именно про них. Невнятное артикулирование в сочетании с недоразвитием фонематических процессов влечет за собой нечеткие команды и ответные реакции, и, как результат – ошибки при чтении и на письме.

Однако овладение навыком письма зависит не только от фонематического слуха, особую роль здесь играет зрительное восприятие букв. Мало видеть и воспринимать окружающий мир с его предметами, нужно еще также осознанно воспринимать письменные знаки и уметь запоминать и воспроизводить их очертания. В итоге, для полноценного обучения у ребенка должно быть в норме интеллектуальное развитие, сформированы фонематический слух и зрительное восприятие буквенных символов. В противном случае, об успешном овладении навыками чтения и письма не может быть и речи.

Особенности речевого развития, как и само появление дислексии и дисграфии, связаны также с влиянием процессов, протекающих в головном мозге. Существенное воздействие на формирование речи оказывает неравномерность развития полушарий мозга. Где же находится область мозга, отвечающая за навыки чтения и письма? В действительности, у подавляющего большинства людей речевой центр расположен в левом полушарии. Правое же отвечает за распознавание предметных символов и зрительных образов. Поэтому у этносов, использующих иероглифы (к примеру, у японцев), более развита правая гемисфера.

Страдающие дисграфией, при всей своей неспособности к обучению письменной речи, могут стать успешными в изобразительном искусстве, что также объясняется анатомическим строением центральной нервной системы. Дело в том, что у таких людей остается неизменной область правого полушария, отвечающая за навык общения через рисунок (что нередко происходило в древности, к примеру, наскальная живопись, рисунки на глиняной посуде и т.д).

Нередко специалисты, работающие с дислексиками и дисграфиками, выявляют эпизоды зеркального письма у детей. В таких случаях буквы получаются как бы развернутыми на 180 градусов – как в зеркальном отражении. К примеру, «с» и «е» открываются влево, а «г» и «р» выдающейся частью пишутся в другую сторону. Зеркальный характер письма может наблюдаться при различных нарушениях, однако чаще всего так пишут явные или скрытые левши.

Наследственная предрасположенность также может стать одной из причин проявления дислексии и дисграфии. В этом случае ребенок может наследовать качественную незрелость мозговых структур, их недосформированность, что может проявляться в затруднении коркового контроля при овладении навыком письма. Получается, ребенок ощущает те же трудности, при обучении в школе, что и родители. Научно доказана существующая генетическая предрасположенность к подобным расстройствам, поскольку схожие черты нарушений выявляются, как правило, у нескольких представителей отдельно взятых семей.
Как правило, проявления дислексии обращают на себя внимание уже ко 2-му классу школы. Ребенок никак не может подружиться с русским языком, хотя успеваемость, например, по математике, где нужно проявлять больше сообразительности, у него отличная. Дислексия выявлена всего у 5–8 % от общего числа школьников. Мальчики страдают данным расстройством в 3–4 раза чаще девочек. Нередко дислексия и дисграфия, коррекция которых зачастую дает положительный результат, отмечаются у детей, в чьих семьях для общения используются два языка.

Причина появления данных нарушений может крыться и в расстройстве систем, отвечающих за временное и пространственное восприятие. Данные исследований института Клапареда говорят о том, что в основе нарушения навыков чтения и письма может лежать действие связи «мать-ребенок», которая приносит отрицательные эмоции. К примеру, ребенок, испытывающий дискомфорт при насильном кормлении, будет сопротивляться таким приемам пищи, а затем перенесет свое сопротивление и на пищу интеллектуальную. Образ матери, которой ребенок всячески сопротивляется, может соотнестись с образом учителя, тем самым существенно затрудняя процесс обучения.

Важными, при обучении чтению, могут стать совершенно, казалось бы, незначительные вещи. Например, нередко у детей при чтении наблюдается соскальзывание с одной строчки на другую. Такой эффект, по мнению ученых, может появиться в результате просмотра телевизора в младенческом возрасте, во время которого глазные мышцы привыкают к беспорядочному движению. Поэтому в дошкольном возрасте рекомендуется проводить специальные упражнения для укрепления глазных мышц с целью подготовить их к упорядоченному слежению за строчками.

Что нужно делать при обнаружении у ребенка дислексии и дисграфии? Прежде всего, нужно помнить, что дети с такими расстройствами, при необходимых систематических занятиях, могут овладеть навыками письма и чтения. Коррекция данных нарушений может занимать месяцы, или даже годы. В ее основе – развитие фонематического слуха и зрительного восприятия буквенных символов. Для достижения наилучшего эффекта, помимо специалистов, с ребенком должны заниматься и сами родители.

Не стоит делать установку на овладение быстрым темпом чтения и письма. На первом этапе главное внимание стоит уделить осмыслению звуков и букв и соотнесению их друг с другом. Помочь дислексикам и дисграфикам справиться с их трудностями способен также психоневролог, который может назначить препараты для улучшения работы мозга.
Коррекция дислексии по методу Дейвиса

Довольно интересный метод коррекции дислексии был предложен американцем Рональдом Дейвисом, который сам страдал от данного расстройства. Дейвис предложил считать дислексию даром, с которым нужно учиться уживаться. Коррекция дислексии по методу Дейвиса была опробована на себе ее создателем, который, в итоге, справился со своей проблемой. В основе данной методики – несколько типов занятий на повышение уровня восприятия действительности, ориентации в пространстве, развитие координации движений и освоение письменных знаков. Коррекция дислексии по методике, разработанной Дейвисом, считается одной из самых эффективных на сегодняшний день.

Несколько правил, которых лучше придерживаться, занимаясь с ребенком:

  1. Специальные занятия должны проходить в доброжелательной атмосфере. Ребенку необходимо чувствовать поддержку после школьных неудач.
  2. Не стоит устраивать проверки скорости чтения. Специалисты (психологи и дефектологи) сходятся во мнении, что такие проверки являются дополнительным стрессовым фактором для ребенка.
  3. Ни в коем случае нельзя предоставлять для чтения/списывания текст, в котором есть ошибки для исправления.
  4. Неэффективным является и система «читать и писать как можно больше». Здесь лучше делать упор на качество, а не на количество, избегая длинных текстов для чтения и чрезмерно больших диктантов. Начальный уровень занятий предполагает больше времени посвящать работе над развитием устной речи: фонематического восприятия и звукового состава слова. Длинный текст лишь усугубит негативный опыт, поскольку дисграфик непременно допустит в нем множество ошибок.
  5. Не стоит сильно хвалить ребенка за небольшие успехи, гораздо лучше не ругать его за неудачи и ошибки. Не следует проявлять бурные эмоции, связанные с радостью или раздражением. В этой ситуации предпочтительными являются ровный эмоциональный фон и уверенность в успехе.

 

Коррекция дислексии по методу Дейвиса, как правило, дает результаты уже через 5–6 занятий. Существенной составляющей методики является лепка из пластилина, помогающая визуализировать образы, возникающие в голове у дислексика (общеизвестно, что у лиц с данным типом нарушения – образное мышление преобладающее). Благодаря этому такая коррекция дислексии становится ближе, понятнее и интереснее для страдающих данным расстройством.