Центр коррекции дислексии

Дислексия и мозг

Учёные постоянно проводят исследования, чтобы узнать больше о причинах, ранней идентификации и эффективных методах профилактики и лечения дислексии.

Последствия дислексии для человека видны наглядно. Это сложности с чтением, различением фонем и слов (малых и больших), обработкой орфографии и фонологии языка. Понять причины этого заболевания значительно сложнее, чем его диагностировать. Для этого в настоящее время применяются исследования нейровизуализации, изучается анатомия и работа мозга здоровых людей в сравнении с мозгом дислексиков и так далее.

Целью всех этих исследований в конечном счёте является нахождение наиболее эффективных и действенных методов профилактики дислексии.

Для того чтобы лечить заболевание и добиваться минимизации его влияния на жизнь людей необходимо понять, в первую очередь, роль мозга в появлении и развитии дислексии. Это поможет осуществить разработку успешных программ чтения для дислексиков. В своих исследованиях учёные уделяют большое внимание генетике, поскольку большая часть дислексиков предположительно получают заболевание по наследству, но при этом ген, отвечающий за появление дислексии у человека, ещё не выявлен.

Что такое визуализация мозга?

Для профилактики и лечения дислексии необходимо предварительно определиться с причинами появления и развития этого заболевания, этиология которого до сих пор остаётся неясной.

Большую роль в этом играет исследование работы и анатомии мозга у дислексиков в сравнении с работой и анатомией его у здоровых людей. Ранее для визуализации анатомии и функционирования мозга преимущественно применялись исследования на трупах, а также инвазивные методы исследований на взрослых людях, имевшие противопоказания из-за своей радиоактивной опасности.

На сегодняшний день одним из самых популярных и эффективных методов визуализации анатомии и функционирования является МРТ (магниторезонансная томография). Она даёт большой объём важной информации о мозге и его деятельности: отображает строение, количество белого и серого вещества, а также целостность белого вещества, позволяет анализировать метаболиты мозга и его функции при использовании больших пулов нейронов.

Использование МРТ имеет значение и при диагностировании, и при профилактике, и лечении дислексии.

Принцип действия МРТ основан на притоке крови к тем участкам мозга, которые в данный момент проявляют повышенную нейронную активность. С помощью этого исследования медики могут сделать выводы о работе мозга при прочтении человеком отдельных слов.

Исследования проводятся в смешанных группах, состоящих не только из дислексиков, но и из людей, у которых нет этого заболевания, и дают возможность работать по направлению профилактики дислексии и её раннего выявления.

Какие области мозга участвуют в чтении?

Первым вопросом, который предстояло решить учёным для нахождения лучших способов лечения и профилактики дислексии и дисграфии, было определение её причин, очага в мозге.

Однако чтение является навыком, приобретённым человеком в процессе своего развития уже после появления современных людей и, следовательно, после окончательного формирования мозга и его функций. Поэтому ни одна зона мозга не отвечает за чтение, как, например, за слух, речь, память и так далее. Мозг изобрёл «компенсаторную» систему управления чтением: во время него используются те области, которые изначально предназначены для других целей.

Профилактика дислексии опирается на изучение деятельности мозга в процессе чтения.

Учёные выделяют два когнитивных процесса, происходящих во время чтения и имеющих особый интерес для изучения дислексии:

  1. графем-фонетическое отображение, в котором комбинации букв (графем) отображаются на соответствующие звуки (фонемы), и поэтому слова «декодируются»;
  2. визуальное распознавание формы слова для отображения знакомых слов на их ментальные представления.

Сочетание этих процессов даёт возможность людям произносить слова и осознавать их смысл.

Исследования, в которых принимали участие взрослые и дети, позволили определить связь процесса чтения с деятельностью отделов левого полушария мозга, которые отвечают за визуальное словообразование, фонологическую и семантическую обработку слов, формирование речевых звуков.

Исследования показали, что с возрастом у людей с дислексией, профилактика которой проводится на основании последних научных изысканий, происходит изменение областей мозга, принимающих участие в чтении.

Что показывает томография о структуре мозга при дислексии?

Первые доказательства связи дислексии со структурой мозга были получены учёными в результате изучения мозга покойных людей, имевших эту болезнь при жизни. Учёные отметили отсутствие у них асимметрии в височной части левого полушария мозга, обычно присутствующей у здоровых людей, а также эктопии.

После начала применения МРТ для изучения деятельности и анатомии мозга было проведено множество исследований мозга здоровых людей и дислексиков. Благодаря этому методу изучения была выявлена связь между дислексией и меньшим объёмом серого вещества, а также нарушением целостности белого вещества в затылочно-теменной и височно-теменной долях левого полушария мозга.

Изучение дислексии с помощью МРТ продолжается. Его результаты представляют большой интерес для профилактики дислексии.

Что показывает томография о функциях мозга при дислексии?

Изобретение МРТ стало большим шагом вперёд в изучении анатомии и работы мозга человека. Отпала необходимость в инвазивных методах исследований, для которых применялись радиоактивные вещества, следовательно, помимо взрослых, в исследованиях смогли участвовать и дети с дислексией.

Это дало возможность учёным продвинуться в лечении и профилактике дислексии.

Первое использование МРТ для изучения дислексии произошло в 1996 году. С тех пор этот аппарат помог многое узнать о роли мозга в процессе чтения и его компонентах (фонологии, орфографии и семантики). Причём результаты исследований учёных разных стран совпали по факту изменения районов левого полушария мозга у дислексиков, что позволило сделать вывод об универсальности этого заболевания для людей, независимо от языка, на котором они говорят.

Эти выводы также позволили предположить эффективность единого метода профилактики дислексии для людей, говорящих на разных языках.

Как насчет генов, мозговой химии и функций мозга?

Учёными предполагается существование нескольких генетических вариантов дислексии. Их изучение происходило на подопытных мышах и людях с дислексией. Учёные наблюдали деятельность мышей с генами, предположительно ответственными за дислексию, и делали выводы об их влиянии на развитие и деятельность мозга, в том числе – на связь между его отделами.

В то же время исследования проводились и на людях. Целью их было выявление причинно-следственных связей при наличии дислексии и создание эффективных методов её профилактики.

Учёные заключили, что при наличии определённых генов анатомия мозга имеет особенности, свойственные дислексикам, даже у тех пациентов, чьи навыки чтения достаточно высоки по сравнению с другими.

Кроме того, в целях качественной профилактики дислексии учёные пытаются определить связь, существующую между этим заболеванием и деятельностью мозга на анатомическом, физиологическом и молекулярном уровнях.

К примеру, с помощью спектроскопии (методики, основанной на применении МРТ) можно визуализировать метаболиты мозга, часть из которых, как считают учёные, у людей с дислексией отличается от тех, которые присутствуют у здоровых людей.

Исследователи продолжают изучать связи между этими открытиями и надеются, что то, что они узнают, поможет определить причины дислексии и обеспечить её качественную профилактику и лечение.

Сложность изучения дислексии заключается ещё и в том, что особенности строения мозга дислексиков ещё не наверняка определяют их проблемы с чтением. Последние могут быть вызваны также недостаточной практикой и другими причинами.

Изменения в чтении, изменения в мозге

В ходе исследований головного мозга с помощью МРТ были выявлены как анатомические, так и функциональные изменения головного мозга у людей, страдающих дислексией. Эти исследования затронули людей, находящихся в процессе обучения навыкам чтения, а также дислексиков (взрослых и детей) после эффективной инструкции по чтению.

Подобные исследования также проливают свет на различия в мозге у детей с дислексией, которые получают пользу от обучения чтению и профилактики дислексии, по сравнению с теми, кто не получает её.

Кроме того, нейровизуальные данные используются для прогнозирования долгосрочного успеха чтения у детей (как с дислексией, так и без неё).

Причина и последствия

Важным аспектом исследований анатомии мозга при дислексии является то, были ли её особенности у дислексиков до начала обучения чтению или приобретены в процессе него.

Некоторые отделы мозга, принимающие участие в дислексии, изменяются при обучении чтению. Этот вывод был сделан на основании наблюдения взрослых дислексиков, бывших ранее неграмотными и научившихся читать.

Кроме того, продольные исследования у типичных читателей выявляют анатомические возрастные изменения, некоторые из которых связаны с развитием, а другие с укреплением языковых навыков в корреляции с улучшением фонологических навыков в процессе профилактики дислексии.

Поэтому исследователи разделяют особенности анатомии и работы мозга, наблюдаемые до того, как дети начнут учиться читать, и те, которые могут возникнуть в результате меньшего чтения людей с дислексией. Например, исследователями были обнаружены измененная анатомия и функции мозга у детей с семейной историей дислексии.

Будущие исследования должны дать информацию о сроках изменений и прояснить причину и последствия анатомических и функциональных различий у дислексиков и людей без этого заболевания.

Резюме

Изучение роли мозга в развитии дислексии происходит в контексте его анатомии, химии и функций, а также на фоне вмешательств с целью коррекции заболевания и улучшения чтения дислексиков. Кроме того, учитывается генетика.

Учёные надеются, что вкупе с имеющимися у них результатами поведенческих исследований эта информация поможет выявлению причин и ранней идентификации дислексии и определит пути ее профилактики и лечения.