ЦЕНТР КОРРЕКЦИИ ДИСЛЕКСИИ ПО МЕТОДУ РОНАЛЬДА ДЕЙВИСА

Дислексия и СДВГ

В научных кругах пристальное внимание уделяется диагностированию синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и дислексии при их сосуществовании друг с другом. Последнее означает, что у дислектика могут наблюдаться два условия СДВГ.

По оценкам учёных, у 30% дислектиков заболевание сосуществует с СДВГ, что, в свою очередь, не может не влиять на лечение дислексии.

Стоит определиться с понятием сосуществования этих двух заболеваний. Оно означает присутствие их у пациента, но вовсе не означает того, что одно заболевание вызвано другим. При диагностике заболеваний из-за схожести некоторых их проявлений может произойти путаница. Поэтому к ней нужно подходить крайне внимательно и тщательно.

Определение понятий

Дислексия – языковая обучающая инвалидность, характеризующаяся трудностями с точным и плавным распознаванием слов, орфографией и расшифровкой чтения. Её наличие вызывает трудности с различением звуков в слове и фонемах, определяющими проблемы с чтением и орфографией.

СДВГ – достаточно распространённая проблема развития младших школьников, главными признаками которой являются повышенная активность, высокая отвлекаемость, импульсивность и невнимательность, что также вызывает проблемы с чтением, но уже иного характера.

Для правильного лечения дислексии необходимо сразу определиться с точным диагнозом ребёнка.

Диагностика СДВГ и дислексии

Диагностирование СДВГ и дислексии происходит по разным критериям. Разберём особенности диагностики СДВГ. Она осуществляется врачом или психологом и включает в себя:

  1. Полную медицинскую и семейную историю;
  2. Физическое обследование;
  3. Интервью с родителями и детьми;
  4. Шкалы оценки поведения, выполненные родителями и преподавателями;
  5. Наблюдение за ребенком;
  6. Психологические тесты для измерения интеллектуального потенциала, социальной и эмоциональной адаптации, а также для оценки наличия нарушений в учебе, таких как дислексия.

При сосуществовании СДВГ и дислексии для эффективного лечения необходимо предельно точно диагностировать СДВГ.

Впервые это заболевание было диагностировано в 1902 году и с тех пор было выявлено несколько его видов. В 4-м издании «Диагностического и статистического руководства» (DSM-IV) описываются следующие подтипы СДВГ:

  1. СДВГ преимущественно невнимательный тип характеризуется отвлекаемостью и трудностью с поддержанием умственных усилий и внимания;
  2. СДВГ преимущественно гиперактивный импульсивный тип характеризуется тем, что человек ерзает руками и ногами, извивается в кресле, действуя как будто движимый двигателем, прерывает других;
  3. Комбинированный тип СДВГ встречает оба набора невнимательных и гиперактивных / импульсных критериев.

Лечение дислексии после диагностики посредством психоэвакуационной оценки при наличии СДВГ проводится с учётом его особенностей.

Является ли СДВГ более диагностированным?

СДВГ уделяется большое внимание в научных кругах. Так, этим вопросом вплотную занимается Американская медицинская ассоциация.

Как уже говорилось выше, диагностирование СДВГ играет важную роль в его лечении, а также в лечении дислексии, если эти два заболевания сосуществуют у одного человека.

На сегодняшний день, по данным Американской медицинской ассоциации и Центров по контролю и профилактике заболеваний, СДВГ не переопределяется. В то же время повышенная осведомленность о нём увеличила число поставленных диагнозов.

Существенные сложности с диагностированием возникают в случае с девочками, которые в большинстве своём имеют СДВГ преимущественно невнимательный тип, признаки которого легко не заметить в раннем детстве, а также с одаренными детьми, на протяжении длительного времени способными компенсировать недостаток внимания, вызванный болезнью, сильными интеллектуальными способностями.

Во время лечения дислексии стоит провести обследование ребёнка на СДВГ, чтобы иметь возможность вовремя определить их сосуществование у одного пациента.

Могут ли люди наследовать СДВГ и дислексию?

И СДВГ, и дислексия являются наследственными заболеваниями. ПО оценкам специалистов, у 50% детей с диагнозом СДВГ он передаётся на генетическом уровне. У остальных пациентов заболевание имеет неопределённую этиологию, с которой учёным ещё предстоит определиться в будущем.

Для людей, имеющих диагноз дислексия есть вероятность рождения ребёнка с тем же заболеванием, равная 1/3, поэтому лечение дислексии на сегодняшний день является важной задачей для общества.

Существуют ли особенности, характерные для людей с СДВГ и дислексией?

Главной проблемой дислектиков и одной из основных для больных СДВГ являются проблемы с чтением. При лечении дислексии следует учитывать тот факт, что у детей с ней и с СДВГ имеются похожие признаки, и уметь их разграничивать.

Так, пациенты с обоими заболеваниями испытывают трудности с прочтением текстов, однако эти трудности различны и по характеру, и по степени влияния на развитие и жизнь ребёнка.

При изучении, диагностировании и лечении дислексии и СДВГ отмечено, что пациенты с этими заболеваниями быстро устают от чтения, им тяжело сосредоточиться на процессе и поддерживать концентрацию во время него.

Кроме того, само чтение вызывает серьёзные трудности у дислектиков, которые, в силу своего заболевания, неправильно распознают слова, читают неточно, их чтение отличается недостаточностью и сложностью понимания смысла текстов.

Лечение дислексии ставит перед собой цель избавить ребёнка от его проблем или насколько это возможно уменьшить их, чтобы он мог войти в социум полноценным членом общества.

Проблемы с чтением у пациентов с СДВГ носят иной характер: они пропускают знаки препинания, упускают окончания предложений и легко теряют то место, где читали текст. При этом проблем с прочтением самого текста (слов) у них не возникает.

Лечение дислексии, как и лечение СДВГ, преследует цель не только помочь ребёнку влиться в общество, но и избавить его от негативных эмоций и переживаний, неизбежно возникающих из-за неспособности читать должным образом.

Дети с этими заболеваниями не получают удовольствия от чтения книг, как их сверстники, а из-за проблем с ним они стремятся читать как можно меньше. Это, в свою очередь, негативно сказывается на общем развитии детей.

Помимо того, у детей с этими диагнозами обычно есть проблемы и с письмом, которые также призвано полностью или частично решить лечение дислексии и СДВГ.

У детей с дислексией основными проблемами при письме являются орфография, пунктуация и оформление. У пациентов с СДВГ главные затруднения вызывают оформление и грамотность. Пациенты с обоими диагнозами могут иметь нечитаемые почерки.

Из-за своих особенностей дети с дислексией и СДВГ могут не успевать в школе, хотя уровень мотивации у большинства из них высок, а также есть задатки для развития своих способностей.

Проблемы с чтением и письмом мешают им, поэтому лечение дислексии и СДВГ должно проводиться как можно раньше.

При этом очень важно правильное диагностирование заболеваний для последующего успешного лечения. Ошибки в постановке диагноза и задержка с оказанием помощи могут усугубить положение.

Неврологические исследования показали функциональные и/или анатомические различия в мозге людей с СДВГ по сравнению с мозгом людей с дислексией?

Учёные мира стремятся выяснить изменения в мозговой деятельности, приводящие к возникновению у людей СДВГ и дислексии, чтобы добиться лечения этих заболеваний на более высоком уровне.

Для этого уже был предпринят ряд серьёзных исследований. Так, изучение мозга покойных людей, при жизни страдавших дислексией и СДВГ, помогли обнаружить различия между мозгом дислектиков и здоровых людей. Однако при этом «центр дислексии» так и не был обнаружен.

Физиологические исследования и изучение томограмм пациентов с дислексией дали интересные результаты, но они не позволили сделать окончательные выводы о том, в чём состоит механизм действия этих расстройств.

Отсутствие доступных биологических тестов для объективного диагностирования СДВГ и дислексии также затрудняет их лечение.

Каковы перспективы детей с дислексией и СДВГ?

При раннем диагностировании дислексии и СДВГ у пациентов с этими заболеваниями есть все шансы минимизировать свои трудности и сохранить позитивное видение мира, а также найти в нём своё место.

Своевременное лечение дислексии, несмотря на то, что перерасти инвалидность для пациентов невозможно, позволяет им адаптироваться в школе, потом – в средних и высших учебных заведениях и, наконец, в трудовой жизни и усилить свои слабые навыки.

Что касается детей с СДВГ, то около 40-50% из них после периода полового созревания справляются с болезнью настолько, что её симптомы уже не возвращаются. Однако остальные проживают жизнь с трудностями, сопутствующими СДВГ. Впрочем, правильная адаптация и поддержка специалистов позволяет и дислектикам, и людям с СДВГ частично преодолеть свои проблемы даже при высокой сложности заболеваний, найти своё место в социуме, построить карьеру и личную жизнь.

Никогда не поздно диагностировать эти расстройства и начать лечение дислексии и СДВГ.

Даже если диагноз был поставлен уже во взрослом возрасте (например, при прохождении аспирантуры), профессиональная помощь позволит пациентам преодолеть сложности и достигнуть успеха и счастья в своей жизни.