ЦЕНТР КОРРЕКЦИИ ДИСЛЕКСИИ ПО МЕТОДУ РОНАЛЬДА ДЕЙВИСА

Дислексия как искаженное сенсорное восприятие при дезориентации

Рональд Дейвис

В течение многих лет многие люди интересовались ранними исследованиями Рональда Дейвиса в области дислексии и восприятия действительности. Ниже приводится описание эксперимента, проведённого им в 1982 году с целью подтверждения естественного происхождения дезориентированных восприятий. Это привело его к пониманию того, что использование естественных функций мозга не только вызывает симптомы дислексии, но и становится причиной многих талантов, присутствующих у дислексиков. Данное утверждение – основа Программы коррекции дислексии по методу Рональда Дейвиса, направленной на предоставление дислексикам инструментов, позволяющих им преднамеренно контролировать искажённое восприятие, являющееся результатом дезориентации, для устранения неспособности к обучению и развития их талантов.

В 1982 году мы с коллегами пришли к базовому, рудиментарному, пониманию того, как устранить дислексию, и предложили программу её коррекции. Эта программа давала впечатляющие результаты, нами были собраны в большом количестве эмпирические доказательства для её поддержки, однако специалисты, бывшие на тот момент признанными авторитетными в этой области, высмеивали нас, поскольку наш подход в корне отличался от принятой тогда структурной модели происхождения дислексии (повреждение мозга или нарушение его функций). Кроме того, я не был признанным специалистом, не имел диплома или свидетельства о прохождении курсов в этой области, поэтому очень скоро меня заклеймили «продавцом змеиного масла».

Проблема состояла в том, что я не мог наглядно подтвердить свою концепцию, по которой в основе симптомов дислексии лежит искажение восприятия. Я не мог обнаружить взаимосвязей: отчего, почему и как случилось то или иное перцептивное искажение.

Главная моя цель была доказать, что дислексия – не результат повреждения головного мозга или нарушения его функций. Я хотел найти подтверждение того, что симптомы дислексии могут быть вызваны естественными причинами при условии нормального функционирования мозга. Если бы я обнаружил взаимосвязь между искажениями воприятия, возникающими у не дислексиков, и симптомами дислексии, я бы получил доказательства того, что симптомы дислексии не являются свидетельством проблем с головным мозгом. Но я не знал, с чего мне начать.

Однажды я ехал в офис на машине. После двух недель холодной, дождливой, серой погоды впервые было тепло и солнечно. Я не хотел на работу, а хотел поехать в лес. Я стоял на светофоре, а мыслями уже был в лесу, и вдруг я понял, что вот-вот врежусь в машину впереди меня. Как бы сильно я ни давил на тормоз, движение не прекращалось, и я внезапно осознал, что это не я еду, а та машина катится ко мне. Услышав гудок моего клаксона, водитель остановился, что предотвратило удар.

Благодаря этому опыту искажённого сенсорного восприятия я понял, что мне делать дальше. Воспроизведя тот же эффект в контролируемых условиях, я бы доказал свою теорию.

Тогда я поставил первый эксперимент. В качестве оборудования я использовал старый проигрыватель для пластинок 33-1/3 скорости, который поставил на бок. К вращающемуся диску я прикрепил большой картонный диск с нарисованной спиралью. Включать устройство можно было при помощи педали, чтобы руки оставались свободными. Также мне понадобились блокнот, секундомер и магнитофон. С этим набором я был готов приступить к исследованию сенсорных искажений. И я же стал первым испытуемым.

Я сел перед диском и стал смотреть в центр спирали. Затем включил диск и стал наблюдать за вращением. Менее чем через пять секунд я почувствовал движение. Скорость вращения диска была такой высокой, что мне казалось, будто я падаю в бесконечный тоннель.

Передо мной стояла цель вызвать симптомы дислексии в мозге не дислексика, но перед этим нужно было доказать, что этот способ вызовет их в мозге дислексика. По моей теории, симптомы дислексии были вызваны искажением в сенсорных восприятиях. Больше всего были затронуты зрение, слух, чувства равновесия, движения и времени.

Первым выводом, который я смог сделать из эксперимента над собой, было то, что перед началом «полёта в тоннель» скорость вращающегося диска будто замедлялась. Это сигнализировало о том, что ощущение движения искажало не только моё зрение.

Второй этап эксперимента был таков: стоя перед вращающимся диском на одной ноге, смотреть на него и сохранять равновесие. Я не советую вам делать это без помощника, который включит диск и, главное, поймает вас, потому что вы упадёте назад. Итог: вращающаяся спираль искажала чувство равновесия.

Во время третьего этапа эксперимента я сначала сидел перед неподвижным диском с секундомером в руке и, глядя в центр спирали, пытался определить, когда пройдут пятнадцать секунд. Когда я решил, что они истекли, я щёлкнул секундомером. За пять попыток я ошибался не более чем на три секунды. Далее я включил диск и попытался повторить то же самое. За пять попыток я трижды ошибся менее чем на пять секунд, а дважды – более чем на десять секунд. Это доказало, что и чувство времени искажалось.

Во время четвёртого этапа использовался магнитофон. Сначала включали его, затем запускалось движение диска. После этого мой помощник должен был что-нибудь мне сказать, а я – повторить то, что услышал. Мы использовали детские рифмы типа «Салли продает морские раковины на берегу моря». Только помощник намеренно менял слова, например: «Салли говорит морским улиткам на берегу моря» или «Салли продает морские побережья морским конькам». Как показала магнитофонная запись, я не мог точно услышать слова помощника.

Итак, используя набор оборудования общей стоимостью 100 долларов, я смог наглядно показать, что мой мозг искажает чувства зрения, слуха, баланса, движения и времени. Так как эксперимент удался – я вызвал симптомы дислексии в мозге дислексика, следовало перейти ко второй фазе и опробовать те же самые шаги на не дислексиках.

Я хотел задействовать в эксперименте 100 человек, и мне было на тот момент неважно, дислексики они или нет – мне нужен был поперечный разрез населения.

Я приглашал к участию в своём эксперименте всех, кто этого хотел. Скоро я понял, что мне необходим дополнительный инвентарь – пластиковая урна. Кроме того, понадобилось изменить протокол. Сначала я позволял людям наблюдать за прохождением эксперимента другими испытуемыми, но это оказало влияние на их опыт, и я решил, что буду допускать к наблюдениям только тех, кто сам уже прошёл этапы эксперимента.

Не все участники эксперимента могли пройти его до конца из-за сильной тошноты, но и пройденных ими этапов было достаточно, чтобы продемонстрировать наличие сенсорного искажения восприятия. А все, прошедшие эксперимент полностью, показали искажение зрения, слуха, чувств равновесия, движения и времени. При этом такие характеристики как возраст, пол, раса, интеллект, образование и прочее не имели значения – у всех были одинаковые результаты.

Когда я проводил уже сорок восьмое испытание – с молодой женщиной – у неё долгое время были рвотные позывы, после чего она упала на пол в сильном приступе с судорогами. Это напугало и её (прежде у неё никогда не было такого), и меня – я ощутил ответственность за случившееся и остановил эксперименты.

Я набрал почти пятьдесят результатов испытаний, подтверждающих мою теорию. Мне не нужно было защищать диплом или что-то в этом роде, я доказал состоятельность своей точки зрения, несмотря на то что из ста человек в эксперименте приняли участи только сорок восемь.

Симптомы инвалидности обучения, которые могут возникать из-за перцептивной дезориентации

Существуют тысячи симптомов, связанных со сложностями в обучении, вызванными дезориентацией при дислексии. Их тяжесть и степень влияния могут разниться у разных людей и даже у одного и того же человека в разных обстоятельствах. Ниже приведены некоторые общие симптомы дезориентации, связанные с сенсорным восприятием, которое наиболее сильно затронуто.

Зрение

  1. Изменяет или перевирает формы и последовательности букв или цифр.
  2. Неправильное/непоследовательное правописание.
  3. Видит, что буквы и цифры перемещаются, исчезают, растут или сжимаются.
  4. Пропускает или изменяет буквы, слова и строки во время чтения или письма.
  5. Пропускает или игнорирует пунктуацию и заглавные буквы.

Слух

  1. Сложность в воспроизведении звуков речи.
  2. Воспринимает звуки или слова, которые не слышны или не понятны другими.
  3. Кажется невнимательным слушателем, обвиняется в том, что не принимает сказанное к сведению.
  4. Звуки звучат мягче, громче, ближе или дальше, чем есть на самом деле.

Баланс/движение

  1. Головокружение или тошнота во время чтения.
  2. Плохое чувство направления.
  3. Неспособность сидеть неподвижно.
  4. Сложность с почерком (дисграфия).
  5. Проблемы баланса/координации.

Время

  1. Гиперактивность (чрезмерно активный).
  2. Гипоактивный (недостаточно активный).
  3. Неспособность учиться математике (дискалькулия).
  4. Трудность с определением времени или ориентацией во времени (опаздывает).
  5. Проблемы с упорядочением или сохранением порядка.