ЦЕНТР КОРРЕКЦИИ ДИСЛЕКСИИ ПО МЕТОДУ РОНАЛЬДА ДЕЙВИСА

Дислексия у взрослых – самый охраняемый секрет на работе

По статистике, около 10-15% населения России (это примерно 20 миллионов человек) имеют дислексию. При этом многие из них даже не догадываются об этом. Среди не диагностированных дислексиков большинство взрослых людей, испытывающих ежедневные трудности, не подозревая, что причина может заключаться в дислексии.

Давно стало понятным, что дислексия, наряду с некоторыми сложностями, даёт человеку способность по-другому воспринимать мир. Среди дислексиков много одарённых людей в самых разных сферах. Достаточно будет назвать такие имена, как Джей Лено, Чарльз Шваб, Вупи Голдберг, Ричард Брэнсон Генри Винклер и Томми Хилфигер. Эти люди добились большого успеха в жизни, в профессии, будучи дислексиками и используя возможности, данные им дислексией. Более того, многие считают именно дислексию причиной своего успеха в жизни. Отмечено, что люди с этим диагнозом обладают многомерным образным мышлением, превосходной интуицией, нестандартно решают стоящие перед ними задачи и отличаются наличием талантов к творчеству.

Однако, несмотря на то, что среди молодёжи образ дислексика теперь всё больше воспринимается положительно, как образ нестандартно мыслящего человека со своими особенностями, для людей старшего возраста этот диагноз остаётся клеймом, которое они прячут всю жизнь, опасаясь насмешек и упуская шанс проявить себя – в том числе на работе. Многие взрослые дислексики, скрывая свой диагноз, занимаются работой, которая им не подходит, для которой у них нет необходимых навыков, тогда как они могли бы стать успешными и добиться признания в другой области.

Во многом производительность труда дислексиков зависит и от руководства компаний, где они работают: от топ-менеджеров, менеджеров по персоналу. Керри Сен-Жан, старший вице-президент North Central Division Comcast, говорит: «Современный труд сопряжён с разнообразными и сложными проблемами, такими как дислексия, травмы на рабочем месте, уход за семьёй и потребности престарелых сотрудников. И это только некоторые из проблем. Работодатели и менеджеры, открытые для этих уникальных обстоятельств и обеспечивающие благоприятную рабочую среду и реальную поддержку конкретным лицам, всегда будут добиваться более высокой производительности труда, атмосферы лояльности и высокого морального духа. Сотрудники приложат все усилия и расцветут на рабочем месте, зная, что они могут доверять своему менеджеру по-настоящему, а он будет заботиться о них как о личности и ценить за их таланты, а также за их развитием».

Существует практика, по которой дислексиков задействуют в тех областях и на тех должностях, где их таланты и способности могут максимально раскрыться. Руководители таких компаний говорят, что в подобных условиях дислексики превосходят конкурентов на свою заработную плату. С другой стороны, дислексик, работающий в стрессовой для него ситуации (когда необходимо много писать, читать, выступать на публике – словом, делать то, что обнажает его слабости), работает менее результативно и, более того, может даже отказываться от повышения в должности из-за страха неудачи.

Кристин Штайнберг, генеральный директор Kismet Consulting, LLC., говорит: «Для всех нас важно строить карьеру в отрасли и компании, где используют силы и ценность наших природных талантов. Но для дислексиков важно найти это совпадение на ранней стадии, что является критическим. Людям с дислексией нужны наставники и менеджеры, которые могут видеть сквозь некоторые недостатки, как письменные навыки или необходимость их проверки (утверждения), настоящее обширное творчество, перспективу и изобретательность, которыми дислексики обладают, но которые иногда не реализуют. Руководители и менеджеры должны быть мудрыми, чтобы узнать больше о дислексии – как выявить симптомы и помочь сотрудникам развить уверенность в себе, чтобы позитивные аспекты их мышления и различия в обучении проявились в полной мере».

Поскольку многие взрослые дислексики не проходили диагностирование и могут не осознавать свою дислексию, необходимо внимательно относиться к её признакам. Они разнятся у всех дислексиков, однако некоторые общие особенности всё же есть.

Признаки, по которым можно предположить наличие у сотрудника дислексии

  • Стремится выбрать работу (должность), которая никак не проявит его проблем как дислексика.
  • Старается скрыть трудности в обучении от коллег, друзей и даже семьи.
  • Возникают трудности в прохождении стандартизированных тестов (что, в свою очередь, может стать преградой в развитии карьеры).
  • «Крайняя» трудовая этика: либо перевыполнение плана задач, либо их невыполнение.
  • Способность к интуитивному пониманию, нестандартность мышления. Отсутствует склонность «судить» других.
  • Помнит сложности с обучением в школе, институте. Кроме того, может иметь детей-дислексиков, из-за чего ощущает вину перед ними. Могут возникать сложности при чтении вслух для детей и помощи им с домашним заданием.
  • Пропускает или неправильно использует слова на письме, сам того не осознавая.
  • Забывает, путает разговоры, в которых ранее участвовал. Из-за этого его могут обвинять в том, что он не слушает собеседников.
  • Возникают сложности с запоминанием имён, но хорошо запоминает лица. Может использовать компенсаторные трюки, чтобы справиться с этим.
  • Плохо запоминает устные инструкции, плохо ориентируется в пространстве; есть сложности с запоминанием последовательности событий.
  • Может терять течение времени и часто опаздывать или, наоборот, зная об этой проблеме, приходить заранее.
  • Стремится избежать чтения вслух и публичных выступлений. Считает, что лучше читает про себя.
  • Использует компенсаторные трюки для запоминания орфографии и омонимов; может злоупотреблять омонимами; имеет плохой почерк.
  • Скорость чтения и понимание текстов сильно зависят от их темы. Для понимания некоторых предложений вынужден перечитывать несколько раз, из-за чего сильно устаёт от чтения.
  • Полагается на помощь в ведении переписки. Помощниками могут быть близкие люди: супруги, друзья и так далее.
  • Сложности с подбором слов, правописанием и пунктуацией; может некорректно использовать слова в контексте. Часто использует сокращения и аббревиатуры.
  • Может писать исключительно заглавными буквами или смешивать заглавные и малые буквы в словах. Маскирует ошибки на письме плохим почерком.
  • Рабочее место либо крайне неорганизованно, либо, напротив, излишне упорядоченно.