Центр коррекции дислексии

Как работает мозг дислексика

Проблема освоения чтения людьми известна на протяжении длительного времени и, более того, она долгое время изучается учёными разных стран.

Однако лишь недавно исследователям удалось по-новому взглянуть на этот вопрос, а именно – с позиции фонематической дислексии, связанной не с проблемами в зрительном восприятии текста, а с проблемами речи.

С этой точки зрения к вопросу дислексии подошла и SALLY E. SHAYWITZ, педиатр и нейробиолог, посвятившая себя изучению процессов работы мозга дислексиков в разрезе восприятия ими фонем – знаков, из которых состоят слова.

Защитив докторскую диссертацию в Медицинском колледже Альберта Эйнштейна в Бронксе, учёная продолжила свою научную карьеру в Йельском университете, где с 1983 года она руководила Континукутским долгосрочным исследованием.

Предметом исследований SALLY E. SHAYWITZ является фонематическая дислексия, над изучением которой она работала в сотрудничестве с Беннетом Шайвицем, содиректором Йельского центра изучения обучения и внимания и профессором педиатрии в Медицинской школе Йельского университета.

В качестве метода исследования применяется, в том числе, функциональная магниторезонансная томография, позволяющая изучать нейробиологию и особенности дислексии у детей и молодых людей.

В качестве исследуемых SALLY E. SHAYWITZ с диагнозом фонематическая дислексия выступали многие люди, среди которых были и очень одарённые личности: не только простые пациенты, но и студенты, и даже коллеги учёной.

Наблюдая за ними, учёная сделала важный вывод, который подкрепила многочисленными результатами изучения деятельности дислексиков: неспособность к чтению не является признаком низкого интеллекта или недоразвития; её основной причиной служит нарушение процессов на низших уровнях языковой системы.

Ниже приведён текст, содержащий основные положения и результаты исследования SALLY E. SHAYWITZ по вопросу фонематической дислексии.

Фонематическая дислексия: исследование SALLY E. SHAYWITZ

Сначала обратимся к истории изучения дислексии как заболевания. Впервые она была описана английским учёным У. Прингл Морганом в 1896 году.

Первый рассмотренный и описанный случай дислексии касался подростка 14 лет – очень подвижного, живого и активного мальчика, обладающего незаурядным для своего возраста интеллектом, но совершенно неспособным к чтению. У. Прингл Моргана особенно заинтересовало противоречие между достаточным уровнем развития интеллекта ребёнка и его полной неспособностью к обучению чтению.

Сейчас можно с уверенностью сказать, что ребёнок страдал от фонематической дислексии. Однако сто лет назад такое понятие отсутствовало в принципе.

Да и на протяжении последующих ста лет немногое было сделано для изучения этого вопроса. Основные подвижки начались в 80-х годах прошлого века. До этого же неспособность чтения в обществе и медиками напрямую увязывалась с низким уровнем интеллекта людей. Это утверждение было опровергнуто относительно недавно на основании анализа жизни миллионов дислектиков, проявляющих себя яркими и незаурядными личностями в жизни и показывающими потрясающие результаты во многих областях.

До введения такого понятия как фонематическая дислексия в медицинских кругах происхождение болезни толковалось исключительно с точки зрения визуальной теории, то есть считалось, что дислексик неверно воспринимает фонемы зрительно, что приводит к неспособности сложить из них слова.

Лечение дислексии было соответствующим: пациентам назначалась тренировка глаз, что, разумеется, не могло помочь им в преодолении их сложностей.

Понимание фонематического происхождения дислексии пришло к учёным значительно позднее.

Очень коротко о причинах дислексии или краткое вступление в тему

  • возникновения дислексии является когнитивная недостаточность языковой системы или, если говорить проще, неспособность дислексика должным образом (правильно) обработать все фонемы, из которых состоят слова, причём проблема кроется в самых низших уровнях языковой системы, что не позволяет дислексикам в полную силу использовать свой интеллект на более высоких уровнях и решать более сложные языковые задачи, как то чтение вслух сложных или новых терминов, или длинных предложений.

Проявления дислексии у людей с достаточным и/или высоким уровнем интеллекта

Если ранее дислексию непосредственно увязывали с недостаточным развитием интеллекта пациента, с детства внушая ему чувство собственной неполноценности, то последние исследования наглядно и убедительно доказали отсутствие связи между уровнем интеллекта и наличием у человека дислексии.

SALLY E. SHAYWITZ на базе Йельского центра изучения обучения и внимания наблюдала большое число мужчин и женщин разных возрастов – и детей, и взрослых, в том числе преподавателей и студентов школ и ВУЗов – с диагнозом фонематическая дислексия и пришла к выводу о том, что их интеллектуальные показатели достаточны и даже, в некоторых случаях, высоки, что позволяет им добиваться значительных успехов в работе, учёбе и жизни, и единственным слабым местом таких людей остаётся овладение чтением.

Пример из практики

В качестве примера можно привести историю одного из студентов медицинского факультета по имени Грег, имевшего серьёзные проблемы с чтением сложных медицинских терминов и длинных определений.

Несмотря на наличие у него фонематической дислексии, в старших классах школы Грег попал в программу для одарённых студентов и демонстрировал отличные результаты в учёбе. Он с медалью окончил школу и более того – смог поступить в престижный колледж из Лиги Плюща, после окончания которого сразу получил приглашения из лучших медицинских ВУЗов.

И именно на этом этапе фонематическая дислексия проявила себя, сделав жизнь молодого человека сложной, а его будущее в науке – шатким.

У Грега прекрасные знания и понимание физиологических, биохимических и прочих процессов, свойственных организму человека. Однако длинные и/или новые термины медицинской тематики, связанные с ними, он не мог произносить так же просто, как другие студенты. Это поставило в тупик и самого молодого человека, и его преподавателей. Ведь понять и запомнить принципы работы организма намного сложнее, чем заучить термины!

В результате работы с SALLY E. SHAYWITZ Грег осознал, что причина, по которой он не может запомнить и произнести сложные термины, в том, что он из-за своей болезни читает их значительно медленнее остальных, и они не складываются для него в понятные слова и образы.

Фонематическая дислексия, ставшая для Грега препятствием на его пути, на сегодняшний день широко исследуется и поддаётся коррекции, благодаря чему у студента есть все шансы решить свои проблемы и продолжить обучение.

Так в чём же, собственно, проблема?

Целостная концепция понимания дислексии была сформирована, по меркам науки, очень недавно, но уже сейчас мы можем наблюдать результаты работы по правильным методам, основанной на многомиллионных исследованиях взрослых и детей обоих полов.

Важную роль в изучении заболевания сыграла нейробиология мозга, приоткрывшая завесу тайны над его работой у людей вообще и дислексиков в частности.

Для представления о том, что есть фонематическая дислексия, необходимо в первую очередь разобраться с тем, как обрабатывается язык нашим мозгом. Это сложная иерархическая система, имеющая несколько взаимозависимых уровней, каждый из которых отвечает за определённую функцию в обработке языка.

Итак, рассмотрим эту иерархию «снизу вверх», то есть, от самых верхних и сложных уровней к наиболее примитивным:

  1. Семантика – модули, отвечающие за словарный запас человека;
  2. Дискурс – модули, отвечающие за связь слов в предложениях;
  3. Синтаксис – модули, отвечающие за грамматику языка.

Все перечисленные модули занимают верхнюю позицию в иерархии обработки языка. Они опираются на более простые модули – фонологические, то есть отвечающие за обработку звуков (фонем), из которых состоит язык.

Сами фонемы представляют основную часть лингвистики и являются самым незначительным, нижним и примитивным сегментом языка. Однако именно от их восприятия и различения, а также от способности составить из них слова и декодировать слова, состоящие из них, зависит способность человека читать.

Фонематическая дислексия – это нарушение, при котором поражается этот, самый низший и постой, сегмент, без которого слаженная и полноценная работа всей «пирамиды» уже невозможна.

Что такое фонема и каково её значение для языка

Фонема – меньший значимый сегмент языка и фундаментальный элемент лингвистики – является основой всех слов. В русском языке насчитывается 5 гласных и 37 согласных фонемы. Их различные комбинации позволяют нам «складывать» слова.

При фонематической дислексии нарушение происходит именно на уровне фонем. Чтобы понять, в чём оно заключается, рассмотрим сначала, как работает механизм словообразования и распознавания слов через них.

Распознавание нами слов происходит за счёт того, что фонологический участок мозга разделяет их на фонемы и анализирует их по-отдельности. В процессе разговора это происходит автоматически, поскольку за речь в мозге человека отвечают определённые участки, за которыми закреплена эта функция изначально. В результате их работы фонемы автоматически собираются в слова при произношении для говорящего, разбиваются и распознаются для того, кто слушает. Речь человека звучит для него ровно и гладко, а слова сливаются и кажутся нераздельными, поскольку нет обратного ключа для разделения фонем.

Другая ситуация складывается с чтением, если фонологический участок мозга работает с нарушениями, что и наблюдается при фонематической дислексии.

В отличие от устной речи, способность к которой заложена у человека от рождения генетически, для которой существуют специальные отделы мозга, регулирующие её, чтение – это приобретение человека, сделанное им уже после окончания эволюции, следовательно, мозг не имеет специального центра по управлению чтением. Оно изучается только на сознательном уровне.

Причина фонематической дислексии – неспособность человека произвести декодирование символов в соответствующие им фонемы, то есть звуки.

Обучение чтению происходит в несколько этапов:

  • Сознательное понимание того, что слова состоят из фонем;
  • Понимание того, что записанные слова изображают структуру фонем.

Что происходит с дислексиками при распознавании фонем

Устная речь – автоматический процесс, происходящий на бессознательном уровне. Во время него фонемы сначала выбираются и собираются воедино, а после сливаются, объединяясь речевым аппаратом. Благодаря коартикуляции человеческая речь звучит плавно и бегло, разделение фонем на слух не происходит.

В то же время при чтении, осуществляемом людьми на сознательном уровне, необходимо осознать связь между буквами и фонемами каждого слова; разобрать, сегментировать слово и его базовые элементы, а только потом – понять.

У людей с диагнозом фонематическая дислексия возникают проблемы именно на этапе чтения, поскольку их фонологический модуль создаёт неясные представления, недоступные их пониманию – не позволяет правильно разделить словно, написанное на бумаге, на фонемы.

Это и называют фонематической дислексией, также называемой фонологическим дефицитом.

Чтение для детей с дислексией: научное обоснование заболевания

Как уже говорилось выше, и для взрослых, и для детей с дислексией главной проблемой, не позволяющей им должным образом читать, понимать и запоминать слова является то, что они не могут правильно декодировать фонемы, из которых те состоят.

В результате этого и возникают все следствия фонематической дислексии.

При этом основная сложность заключается в том, что проблема возникает на самом нижнем, примитивном, уровне иерархии языковой системы, а значит, влечёт за собой сбои на всех высших уровнях. Для дислексиков это – непонимание смысла слов, невозможность их верно прочитать, сложности с запоминанием и произнесением новых и/или сложных (длинных) слов, чтением вслух.

Как видим, спектр проблем, вызываемых фонематической дислексией, обширен.

Тем не менее, заслуживающие доверия результаты научных исследований по этому поводу стали появляться не так давно. К ним можно отнести выводы на основе эксперимента с детьми в возрасте от 4-х до 6-ти лет, сделанные Изабель Й. Либерман. Учёная пришла к заключению, что в этом возрасте дети уже начинают осознавать фонологическую структуру разговорных слов. Дети младших возрастов не могли определить число фонем в слове на слух, но 17% пятилетних и 70% шестилетних малышей осознавали фонемы.

Кроме того, исследователями был сделан вывод о непосредственной связи между фонологическим осмыслением и обучением чтению, поскольку в шестилетнем возрасте многие дети уже учатся читать, благодаря чему их фонологическое осмысление и навыки чтения обоюдно повышаются.

Уже в этом возрасте можно с точностью диагностировать фонематическую дислексию, поскольку дети с ней неподатливы в обучении чтению именно из-за проблем с опознаванием фонем.

Данные рассмотренного исследования были подтверждены результатами наблюдений в Коннектикуте, где изучение навыков фонологического осмысления у детей проводилось на базе группы из 455 испытуемых – от детского сада до 19 лет.

В результате фонематическая дислексия была обнаружена у 20% из них – это значение совпало с тем, которое указала в своей работе Изабель Й. Либерман.

Пример работы принципов чтения при дислексии

Во время чтения слова сначала декодируются и распознаются его отдельные фонемы, а после этого когнитивные функции более высоких уровней (такие как интеллект и лексика) способствуют пониманию слова.

Например, возьмём слово «кот»:

  1. Сначала человеческий мозг декодирует фонемы «кэ», «о», «тэ»;
  2. После распознания фонем мозг задействует интеллект и лексику для понимания смысла слова и его «декорирования»: мелкое пушистое животное, которое мяукает.

В случае с фонематической дислексией декодирование фонем нарушено, следовательно и дальнейшие функции мозга не могут быть использованы: человек попросту не понимает, не может прочитать или произнести вслух это слово.

Изучению описанных выше связей посвящены работы многих учёных. Из их числа можно выделить прогрессивную работу сотрудников Оксфордского университета Линетт Брэдли и Питера Э. Брайанта, доказавших связь между способностью к фонологическому осмыслению и будущими навыками чтения у дошкольников. Одним из результатов исследования стал вывод о том, что обучение детей фонологии повышает их последующие навыки чтения. Он был сделан по итогам наблюдения за двумя группами детей, в одной из которых малышей учили подбирать слова фонологически, а в другой – только по значению. Результаты детей из первой группы оказались значительно выше, чем у детей из второй.

Упомянутые исследования использовались SALLY E. SHAYWITZ в качестве базы для собственного исследования принципов фонематической дислексии, проведённого в 90-х годах прошлого века с участием 378 детей, имеющих это заболевание, а также не имеющих его.

Результатом исследования стал вывод о том, что дефицит фонематического осмысления слов имеет наибольшее значение для выявления дислексии. Даже у старшеклассников была обнаружена прямая зависимость между ним и навыками чтения, что ещё раз подтверждает утверждения о лежащих на самом низшем уровне иерархии языковой системы причинах фонематической дислексии, кроющихся в неспособности человека декодировать фонемы.

Проблемы детей с дислексией, помимо чтения

Учёные обнаружили немало сопутствующих дислексии проблем, связанных с чтением опосредованно. Так, Роберт Б. Каца из Haskins Laboratories определил на основании своих наблюдений связь между фонематической дислексией и неспособностью детей правильно назвать изображённые на фотографиях объекты при чтении подписей под ними.

При этом дислексик понимает, какой объект изображён на фото, и может его обозначить (рассказать, что это такое), у него возникают сложности именно с прочтением подписи, то есть – декодированием фонем. Вместо нужного слова он может произнести схожее с ним по звучанию. Однако при просьбе рассказать, что означает названное им ошибочное определение, делает это без труда.

Результаты этой работы вместе с результатами других исследований дают основания однозначно определить фонематическую дислексию как блок или нарушение работы на нижних иерархических структурах языка, при том, что верхние структуры остаются не задетыми.

Однако фонологический дефицит приводит к блокировке процессов в верхних структурах языка: смыслового понимания, грамматики, речи – которые не повреждены.

Необходимо отметить, что некоторые дислексики самостоятельно могут компенсировать своё заболевание, но это требует от них значительных усилий, и при этом они не могут быть уверены в верности своего декодирования, что порождает тревогу и стресс.

Кроме того, несмотря на самостоятельную компенсацию фонематической дислексии, они продолжают испытывать значительные трудности с письмом, а также очень медленно декодируют слова на фонемы.

Для понимания процессов, происходящих в мозгу дислексика, стоит рассмотреть вопрос нейробиологии чтения и нейровизуализации при этом заболевании.

Дислексия и нейробиология чтения

Нейробиология играет важную роль в изучении фонематической дислексии. Несмотря на то, что это относительно молодая наука, её использование приносит важные и значительные плоды.

Итак, возвращаясь к вопросу процесса чтения, необходимо сказать о том, что им управляют отдельные участки мозга, составляющие модули когнитивной обработки, образующие сеть фонологической модели распознавания речи. Ранее изучение этих процессов было затруднено, поскольку речь и чтение – это навыки, присущие только человеку, и их нельзя изучать на примере животных. Единственным источником практических знаний были исследования мозговой деятельности людей, получивших травмы мозга, повлиявшие на их навыки чтения и письма. Однако эти материалы были недостаточны.

Большой шаг вперёд изучение фонематической дислексии сделало благодаря появлению функциональной магниторезонансной томографии (фМРТ).

Томограф позволяет измерять колебания активности отдельных участков мозга во время выполнения человеком определённых задач, например, чтения, и даёт возможность оценивать процессы, происходящие в мозгу. Кроме того, это исследование безопасно и безболезненно, не требует применения радиоактивных препаратов и может проводиться на взрослых и детях.

Пример из практики

SALLY E. SHAYWITZ совместно с другими учёными Йельского университета проводила исследование (с 1994 года) с применением функциональной магниторезонансной томографии с целью изучения нейробиологии чтения у мужчин и женщин. В исследовании приняли участие учёные: Беннетт А. Шайвитц, Кеннет Р. Пью, Р. Тодд Констебль, Роберт К. Фулбрайт, Джон К. Гор.

С помощью фМРТ была изучена группа из более чем 20-ти человек, часть из которых страдали фонематической дислексией, часть – нет.

Результатами программы стали:

  • Выводы о предварительной нейронной архитектуре для чтения печатного слова;
  • Выводы о наличии существенной разницы локуса фонологического представления у мужчин и женщин;
  • Идентификация участков мозга, посвященных фонологической обработке в чтении.

Для изучения фонематической дислексии особенное значение имеет обнаружение гендерных различий в областях, отвечающих за фонологическую обработку. Если у мужчин это только левая нижняя лобная извилина, то у женщин также правая нижняя лобная извилина, следовательно, обработка текста происходит в обоих полушариях мозга.

Как дополнительный результат исследования, учёные смогли сделать вывод о том, что именно благодаря такой симметрии женщины не только более успешно компенсируют фонематическую дислексию, но и оправляются после инсультов.

Кроме того, исследователи сделали вывод о том, что нарушение в чтении не препятствует дислексикам (при условии отсутствия морального давления и стресса) отлично справляться с устными презентациями. С другой стороны, возвращаясь к примеру ранее упомянутого студента медицинского факультета Грега, можно сказать, что обучение дислектиков будет значительно тормозить наличие в текстах сложных для прочтения и запоминания терминов. С этой точки зрения они нуждаются в несколько ином подходе при обучении, чем остальные студенты.

Обнаружение участков мозга, отвечающих за фонологическую обработку, даёт надежду на то, что со временем удастся достигнуть более точной диагностики фонематической дислексии.

Помимо этого, открытие биологической сигнатуры для чтения позволяет оценивать нейроанатомические системы, обслуживающие его процесс.

Резюме

Фонематическая дислексия, несмотря на все сложности, с которыми она сопряжена в чтении и письме, не является следствием низкого уровня интеллекта.

Напротив, у многих дислексиков компенсирующими факторами выступают развитое мышление, в том числе – критическое, способность к формированию концепций, лексика. Примером этого может служить Грег, который, несмотря на своё заболевание, добился высоких результатов в учёбе. Такие молодые люли могут использовать общую картину, конспект, теории, модели или идеи, чтобы запомнить содержание и детали изучаемого предмета.

С другой стороны, если человеку с фонематической дислексией нужно запомнить множество деталей, не имеющих между собой сколько-нибудь существенных связей, которые нельзя уложить в один контекст, например, имена или термины, это ставит его в затруднение при их последующем вспоминании не по порядку.

Главной проблемой для дислексиков, как показали исследования, является именно запоминание, а конкретнее – быстрое запоминание информации, которую сложно уложить в контекст. В этом случае дислексик может вызвать неверную фонему.

Во многих школах на данный момент к людям с диагнозом фонематическая дислексия практикуется совершенно иной подход в обучении, чем к остальным студентам. Вместо тестов, основанных на запоминании информации, для них применяются эссе и другие методы, позволяющие правильно оценить их возможности и потенциал.

Вернуться к списку статей