ЦЕНТР КОРРЕКЦИИ ДИСЛЕКСИИ ПО МЕТОДУ РОНАЛЬДА ДЕЙВИСА

Коррекция дискалькулии по системе Рональда Дейвиса

Математическое понимание необходимо человеку во всех областях жизни: при учёбе и работе, в хозяйстве, и быту. Арифметические способности при этом играют очень важную роль. Однако, как показывают исследования, от 3 до 6% населения страдают дискалькулией.

Справка

Дискалькулия – заболевание, характеризующееся неспособностью человека к числовым вычислениям (арифметике), которое может существовать как самостоятельно, так и в «тандеме» с дислексией или СДВГ.

При дискалькулии человек не может интуитивно оценивать количество объектов. То есть, глядя, например, на пять шариков, он не может сразу сориентироваться и сказать, что их пять, ему необходимо их сосчитать по очереди.

Департаментом образования дискалькулия определяется как состояние, при котором у человека снижена способность приобретать арифметические навыки: отсутствие интуитивного понимания чисел, затруднения с пониманием числовых фактов и процедур. При этом, даже давая правильный ответ на вопрос, дети с этим заболеванием испытывают неуверенность в себе; у них вырабатывается привычка давать ответ механически, не задумываясь, следовательно, не понимая до конца сути процедуры счёта.

Проблемы людей с дискалькулией

У людей, страдающих дискалькулией, есть пять характерных проблемных областей:

  1. Тревога и стресс;
  2. Проблемы чтения;
  3. Проблемы с памятью;
  4. Арифметические проблемы;
  5. Проблемы с рассуждением и логикой.

Дискалькулия выражается в том, что при познавании математических значений человек не может уяснить для себя смысл некоторых или даже всех математических символов, которые в них используются. Поэтому человеку необходимы методы или инструменты, с помощью которых он мог бы освоить эти значения. В программе коррекции по методу Дейвиса в качестве инструмента применяется мультисенсорная среда в виде пластилина.

С помощью метода Р. Дейвиса можно определить, что вызывает путаницу в учебном процессе, а также то, какие именно символы, термины, концепции и процессы остаются не понятыми учениками. Визуализация абстрактных понятий помогает избавить детей от путаницы в мыслях, даёт им возможность повысить свои результаты (иногда весьма существенно). Но главное, математика для них приобретает смысл, они начинают её понимать.

В ходе программы коррекции дискалькулии по методу Р. Дейвиса происходит подбор предпочтительного стиля обучения ребёнка: он учит арифметику уже не стандартным, общим для всех, методам повторения и заучивания, а с практическим пояснением, которое позволяет ему понять смысл. Прежде чем начать считать с помощью традиционных инструментов и записывать на бумаге свои вычисления, ребёнок использует мультисенсорные стратегии и инструменты.

Программа коррекции дискалькулии по Дейвису уникальна. Она рассчитана на индивидуальное применение и обычно проходит в течение 30-45 часов.

С помощью программы Р. Дейвиса обеспечивается индивидуальный подход к решению основных проблем детей с дискалькулией.

Направления работы программы Р. Дейвиса

  1. Тревога и стресс
  2. Беспокойство и раздражение. Из-за негативных мыслей и зацикленности на своих проблемах детям с дискалькулией очень сложно работать, они быстро запутываются в вычислениях. Поэтому эту проблему необходимо решить в первую очередь.
  3. Повышенный стресс и усталость. Это обычная жалоба всех детей с дискалькулией. Для их устранения используются специальные инструменты программы Р. Дейвиса.
  4. Колебания концентрации и способностей. Для того чтобы контролировать концентрацию и поддерживать расслабленное состояние, детям также предоставляются специальные стратегии.
  5. Проблемы чтения
  6. Чтение и понимание книг по математике. Для него используются стратегии из программы коррекции дислексии по методу Р. Дейвиса и трёхмерные стили обучения, основанные на идее о том, что мышление людей с дислексией и дискалькулией отличается от мышления остальных людей. Использование этого метода способствует более глубокому пониманию книг по математике.
  7. Чувство отсутствия смысла. Дело в том, что дислексики и люди с дискалькулией думают образами, а не словами, поэтому для того чтобы думать словами им необходимы специальные инструменты. Метод Р. Дейвиса помогает мобилизовать природные силы и таланты личного мышления людей и извлечь смысл из письменного текста.
  8. Соединение печатных вопросов и математических техник. По оценкам Британской ассоциации дислексиков, порядка 40-50% дислексиков не проявляют склонности к дискалькулии и для некоторых из них сложности с математикой могут быть связаны с непониманием самих вопросов. Поэтому важно выяснить, что является причиной проблем со счётом – дискалькулия или дислексия. На основании изучения особенностей каждого ребёнка во время первичной оценки производится индивидуальное структурирование для удовлетворения потребностей ребёнка.
  9. Проблемы с памятью
  10. Запоминание дат, времени, номеров телефонов и прочего. Хорошее запоминание фактов является залогом правильного счёта и должно базироваться на осмысленных образцах, а не быть бездумным, иначе это не принесёт никакой пользы.
  11. Запоминание формул и теорем. Это фундамент арифметических вычислений. Оно не должно производиться механически, как цепь бессмысленных шагов, иначе использование формул и теорем в будущем станет бессмысленным и приведёт к ошибкам.
  12. Запоминание значения математических символов и процессов. Это важнейший этап, поскольку базируется на серии концепций и законов, которые необходимо уяснить до того, как математика станет понятной для обучающихся по системе Р. Дейвиса. Их освоение происходит по специальной методике с помощью методиста программы Р. Дейвиса.

Справка

Для освоения значений математических символов и процессов методист системы Р. Дейвиса проводит учащегося через семь основных концепций, лежащих в основе математики, среди которых, например, такое понятие как «последовательность», означающее, что каждое число и цифра следуют за другим. Также в число основополагающих концепций математики входит «время». В ходе работы производится детальное рассмотрение того, как время относится к жизни обучающегося.

Лишь овладев всеми концепциями, ученик может перейти к упражнениям, направленным на введение арифметических понятий и символов. Движение посредством небольших шагов с вниманием к каждому этапу обеспечивает формирование у ученика чёткого понимания значения математических символов и процессов.

При этом стоит упомянуть особый характер программы, отличающийся от преподавания в школе (где результаты учеников напрямую зависят от их слуховой памяти); это позволяет детям с дискалькулией запомнить формулы и другие данные, используя свои визуальные и кинестетические способности.

  1. Рассуждение и логические проблемы
  2. Переход от конкретного к абстрактному. Этот этап осуществляется с использованием мультисенсорных стратегий и инструментов (пластилина), что позволяет ученику установить смысл и интуитивно двигаться от конкретного к абстрактному.
  3. Последовательность шагов в математическом процессе. Прежде чем начать математический процесс, учащийся использует визуальные и кинестетические инструменты, чтобы получить основу и самостоятельно исследовать последовательность шагов в нём.
  4. Арифметические вопросы
  5. Понимание значения каждого шага. Оно достигается с помощью инструментов системы Р. Дейвиса. После усвоения ключевых математических концепций ребёнок изучает их и их применение в математике с помощью специальных упражнений (с помощью глины и пластилина он показывает, что понимает каждый шаг).
  6. Осуществление сложения и вычитания без калькулятора. В ходе прохождения программы учащиеся развивают умение считать и понимание стандартных операций счёта, что позволяет им в своём сознании объединить «сумму» с «количеством».
  7. Трудности в освоении и запоминании арифметических фактов. Через смысл и практические действия ребёнок с дискалькулией учится счёту. При этом он использует мультисенсорные стратегии обучения перед тем как перейти к традиционным бумаге и ручке и добивается результатов без стандартных заучивания и повторения, применяемых при обучении других детей.

Таким образом, метод Р. Дейвиса позволяет детям преодолевать сложности, связанные с дискалькулией, и достигать хороших результатов в учёбе, а также избегать стресса и разочарований, сохранять позитивный настрой и интерес к жизни.

Вернуться к списку статей