ЦЕНТР КОРРЕКЦИИ ДИСЛЕКСИИ ПО МЕТОДУ РОНАЛЬДА ДЕЙВИСА

О дислексии

Дислексия – частичное нарушение умения читать, обусловленное сбоем (неполным или полным) в формировании психических процессов, отвечающих за навыки чтения. Заболевание имеет ряд отличительных признаков, среди которых выделяются устойчивость, типичность и многократная повторяемость ошибок, выявляемых при чтении. К таким ошибкам чаще всего относятся перестановка и подмена звуков, деформация слоговой конструкции слова, чтение по буквам, аграмматизм экспрессивный и импрессивный, а также искажение восприятия прочитанного. Диагностируется дислексия путем оценки уровня зрелости устной и письменной речи, чтения и неречевых навыков. Коррекция дислексии предлагает ряд мер по исправлению несовершенств устной речи в области звукопроизношения, словаря, происходит развитие фонематических процессов и связной речи. Коррекции подвергаются также и неречевые процессы.

  • Этиология дислексии
  • Структура дислексии
  • Типология дислексии
  • Диагностирование дислексии
  • Коррекция дислексии
  • Коррекция дислексии по методу Дейвиса
  • Профилактика и прогноз дислексии

 

Характерным для дислексии является затруднение в приобретении навыка чтения, происходящее в результате недоразвития высших психических функций, участвующих в формировании самого умения читать. Среди детей с нормальным интеллектуальным развитием дислексия встречается всего у 4,8 %, тогда как распространенность заболевания у имеющих ЗПР или нарушения речевого развития 20–50 %. Дислексия в 4,5 раза чаще диагностируется у мальчиков, нежели у девочек.

Следует отметить, что дислексия являет собой частичное нарушение навыка чтения, тогда как существует и алексия – абсолютная неспособность этим навыком овладеть или же полная его утрата. К дислексии обычно добавляется нарушение письменной речи – дисграфия, коррекция которой, как правило, также дает положительные результаты.

Этиология дислексии

Среди западных исследователей широкую известность получила теория наследственной предрасположенности у лиц с более развитым правым полушарием. Часть ученых утверждает, что дислексия выявляется у, так называемых, скрытых левшей. В то же время значительную роль играет небольшая мозговая дисфункция, вызванная паталогическими биологическими факторами, которые могут возникнуть как в перинатальном, так и в постнатальном периоде развития: длительный период родов, инфекционные заболевания, черепно-мозговая травма и т.д. Дислексия (а также дисграфия, коррекция которой также необходима) может появиться и в результате неблагоприятных социальных факторов: при дефиците речевого общения, педагогической запущенности, неблагополучном речевом окружении, а также при билингвизме и слишком раннем обучении с высокими темпами и требованиями.

Структура дислексии

В осуществлении процесса чтения участвуют зрительная, слуховая и соматосенсорная системы, которые отвечают за распознавание и восприятие символов с последующим соотнесением их с определенными звуками. Затем звуки соединяются в слоги, из которых, в свою очередь, получается слово, из слов же получаются различной длины предложения, после прочтения которых следует осознание прочитанного. По мнению психолингвистов, дислексия является результатом нарушения цепочки данных процессов.

С точки зрения психологии, возникновение дислексии обусловлено частичной задержкой созревания психических функций, отвечающих за сам процесс чтения. При дислексии, как правило, нарушены зрительный гнозис, ориентация в пространстве, мнестические процессы, навыки восприятия лексико-грамматического и фонематического строя речи, также отмечается ухудшение концентрации внимания и проблемы в эмоционально-волевой сфере. Речь, нарушение которой играет негативную роль в процессе обучения, подлежит целенаправленной коррекции.

Типология дислексии

С учетом основных проявлений симптомов расстройства выделяют дислексию литеральную (затруднения в изучении отдельных букв) и вербальную (затруднения, испытываемые при прочтении слов).

Другая классификация связана с типами нарушения основных психических и речевых механизмов, отвечающих за процесс чтения.

В нее входят:

  • Семантическая дислексия (связана с бедностью словарного запаса, трудностями в понимании слогового синтеза и синтаксических связей в самом предложении);
  • Фонематическая дислексия (связана с неразвитостью фонематического восприятия, а также анализа и синтеза);
  • Аграмматическая дислексия (связана с нарушением развития грамматического строя речи, а также трудностями в морфологических и функциональных обобщениях);
  • Мнестическая дислексия (связана с расстройством речевой памяти и затруднением соотнесения звука и буквы);
  • Оптическая дислексия (связана с нарушением зрительных и пространственных понятий);
  • Тактильная дислексия (проявляется у слабовидящих людей с притупившимся тактильным восприятием).

 

Семантическая, фонематическая и аграмматическая дислексии обусловлены недоразвитием речевых навыков, тогда как мнестическая, оптическая и тактильная указывают на дефекты психических процессов.

Проявления дислексии

Речь, нарушение которой связано с дислексией, отличается ошибками в области звукопроизношения, неправильными построениями предложений, несвязностью и бедностью словарного запаса. Как правило, одним из спутников дислекии выступает дисграфия, коррекция которой также необходима ребенку с речевыми расстройствами.

При семантической дислексии (называемой еще «механическое чтение») нарушается способность осознания прочитанного слова, предложения или текста при соблюдении правильной техники чтения.

Фонематическая дислексия характеризуется заменой или смешением между собой звуков, похожих по акустическим или артикуляционным свойствам.

К проявлениям аграмматической дислексии относятся неправильное чтение окончаний падежей у имен существительных и имен прилагательных, времен и форм глаголов. Также при данном типе нарушения выявляется несогласованность частей речи в роде, числе и падеже. Аналогичные ошибки выявляются также в устной и письменной речи (на письме ярко выражена дисграфия, коррекция которой приводит к устранению ошибок).

Мнестическая дислексия характеризуется нарушенной ассоциацией между зрительным образом буквы и ее произношением. Страдающие этим расстройством не в состоянии запомнить буквы, что проявляется в чтении их заменой или перестановкой. При исследовании слухоречевой памяти у мнестических дислексиков обнаруживаются элизии, блокировка воспроизведения цепочки из 3-5 звуков или слов и нарушение последовательности при их употреблении.

При оптической дислексии происходит смешение или замена букв, схожих по графическому написанию и имеющих незначительные различия в отдельных элементах или пространственном расположении (з-в, л-д, ш-щ, б-д). При данном типе расстройства в процессе чтения может происходить соскакивание с одной строчки на другую. Зеркальное чтение (справа налево) также относят к оптической дислексии.

Тактильная дислексия встречается у слабовидящих людей при чтении азбуки Брайля. Расстройство проявляется смешением осязаемо похожих букв (сходных по расположению или количеству точек). При чтении обычно «теряются» буквы и слова, происходит соскальзывание со строк, искажается смысл прочитанного и т.д.

Диагностирование дислексии

На этапе логопедического обследования при данном нарушении выявляется уровень сформированности и развития устной и письменной речи, чтения и неречевых навыков. Специалист должен изучить информацию об условиях жизни и развития ребенка, характерные черты формирования речи, состояние артикуляционного аппарата, речевой и мелкой моторики. Важным фактором в диагностике является также успеваемость ученика по русскому языку, имеет ли место быть дисграфия, коррекция которой идет в тесной спайке с коррекцией дислексии.

Анализу подвергается и устная речь, нарушение которой выявляется путем оценки уровня звукопроизношения, развития фонематического восприятия и слоговой структуры слова, а также употребления лексико-грамматических средств языка. Оценка уровня письменной речи производится путем выполнения заданий на списывание, диктантов и написания самостоятельных текстов. (Если обнаруживается дисграфия, коррекция проводится в соответствии с выявленными нарушениями). Анализируется уровень чтения вслух и про себя, где основной акцент делается на правильность чтения и темп, осмысление прочитанного, способ чтения и характерные ошибки. Выявление дефектов речи существенно помогает исправлению данных недостатков. Важнейшей частью логопедического обследования является выявление степени развития зрительного гнозиса, анализа, синтеза, мнезиса, а также оптической и пространственной ориентации.

При существовании дополнительных показаний к речевой диагностике может добавиться медицинская. Исследования в этой области проводятся неврологом (с осуществлением ЭЭГ и ЭхоЭГ) и офтальмологом (проведение офтальмологических тестов).

Коррекция дислексии

Как правило, коррекция дислексии предполагает проведения ряда логопедических занятий, направленных на устранение недостатков в устной речи и неречевых процессах. При семантической дислексии основной упор делается на развитие слогового синтеза, расширение словарного запаса и овладение грамматическими нормами языка, благодаря чему также исчезает дисграфия. Коррекция фонематической дислексии требует устранения изъянов звукопроизношения. Работа здесь ведется над развитием полноценных фонематических процессов и усвоением звукобуквенной и звукослоговой структуры слова. При наличии аграмматической дислексии проводится работа над формированием грамматических систем словообразования и словоизменения. Мнестическим дислексикам требуется помощь в развитии речезрительной и слухоречевой памяти. Оптическая дислексия требует работы над формированием зрительно-пространственного восприятия, а также зрительного анализа и синтеза. При тактильной дислексии коррекция направлена на различение предметов и схем, воспринимаемых путем осязания.

Следует отметить, что традиционные методы коррекции дислексии рассчитаны на большой временной промежуток и отнимают много сил как у логопеда, так и у самого страдающего дислексией. Результат же может появиться и спустя годы занятий, а может и не проявиться вообще.

Оригинальный вариант коррекции дислексии был предложен Рональдом Д. Дейвисом. Согласно данной методике, печатные символы и слова соотносятся с определенным мысленным образом, что помогает устранять пробелы восприятия, уходит дисграфия.

Коррекция по методу Дейвиса дает ребенку ключ к овладению навыками чтения, письма и речи и возможность управления своей дислексией за 5-6 занятий. При использовании данной методики исчезает и дисграфия.

Коррекция дислексии по методу Дейвиса

Любой тип дислексии, в зависимости от его проявлений, подлежит корректировке с применением ряда определенных мер. Наиболее действенный метод коррекции разработан Рональдом Д. Дейвисом – учредителем Центра исследований проблем чтения (работает при Центре коррекции дислексии США). Создатель методики сам был дислексиком и сумел доказать эффективность своей разработки, опробовав ее на себе. Дейвис не считал дислексию заболеванием, а сравнивал ее с особенной способностью, которую нужно уметь использовать. Свою методику он преподносит как обучение наиболее правильному использованию этой способности.

Рональд Д. Дейвис определяет дислексию как «продукт мысли и особый способ реагирования на ощущение спутанности сознания».

Как правило, люди мыслят словами, т.е. вербально. Однако встречаются и те, у кого сильнее развито образное мышление. При данном способе мышления любое слово, буква или же знак препинания воспринимается как раздражитель. Зачастую это происходит в младшей школе, при знакомстве с алфавитом, чтением и письмом. Такая особенность оказывает негативное влияние на чтение, письмо и речь, нарушение которой мешает в полной мере раскрыться коммуникативной функции учащегося.

Ученик с преобладающим образным мышлением испытывает дезориентацию, встречаясь с вербальными символами. Страдающие дислексией склонны делать упор на развитие своего воображения для решения множества проблем. Они больше доверяют образам и ощущениям, предпочитая не использовать вербальное мышление. Отсюда, помимо дислексии, появляется и дисграфия, коррекция которой успешно применяется в современном мире.

В процессе обучения у дислексиков выявляются различные таланты и уникальные способности.

Метод Дейвиса позволяет сделать дислексию с ее проявлениями менее выраженной. Сама методика включает в себя:

  • Анализирование характерных черт восприятия;
  • Переключение;
  • Снятие напряжения и проверку;
  • Корректную настройку;
  • Координирование;
  • Восприятие и усвоение символов;
  • Три шага к овладению навыком легкого прочтения;
  • Овладение символами по отношению к словам.

 

Методика Дейвиса способна, со временем, убрать любые проявления дислексии. Комплексная программа, входящая в состав методики, помогает в короткие сроки справиться с трудностями восприятия, чтения, письма и дезориентации.

Профилактика и прогноз дислексии

Многие талантливые и одаренные личности страдали той или иной формой дислексии. Среди них – Альберт Энштейн, Ганс Христиан Андерсен, Леонардо да Винчи и др. Однако, речь, нарушение которой связано с дислексией, требует специальной коррекции, от успеха которой зависит самооценка ребенка, уровень его взаимодействия в коллективе, а также успеваемость в школе и других учебных заведениях. Наиболее эффективных результатов можно достичь при раннем диагностировании и, как следствие, начале работ по преодолению затруднений при чтении и письме