ЦЕНТР КОРРЕКЦИИ ДИСЛЕКСИИ ПО МЕТОДУ РОНАЛЬДА ДЕЙВИСА

Дислексия: симптомы заболевания

Дислексия – частичное расстройство навыков чтения, которое вызвано недоразвитием или распадом определенных психических функций, отвечающих за процесс чтения. Патология может быть изолированной, но чаще всего она сопровождается нарушением письменной речи - дисграфией.

Симптомы дислексии

Устная речь у детей, страдающих дислексией, отличается бедным словарным запасом, плохим пониманием слов и неточностью их употребления. Они плохо воспринимают информацию и зачастую просто не понимают смысл прочитанного. На самом деле симптоматика дислексии может отличаться в зависимости от вида патологии.

При фонематической дислексии дети заменяют или путают звуки, которые схожи между собой по произношению. Читая по буквам, они могут переставлять звуки или слоги.

Семантическая дислексия характеризуют как «механическое чтение». То есть у ребенка с правильной техникой чтения нарушено восприятие прочитанных слова, фразы или текста в целом.

Симптомы аграмматической дислексии – неправильное формирование окончаний при склонении существительных и прилагательных, путаница в формах и временах глаголов. Устная речь такого ребенка пестрит несогласованными словами в падежах, роде и пр.

Мнестическая дислексия – это нарушение между зрительным и акустическим восприятием букв с последующим искаженным их произношением. Проще говоря, ребенок не в состоянии правильно запомнить буквы, что выражается в их постоянной замене и путанице при чтении. У него наблюдается расстройство слухоречевой памяти, и он не может воспроизвести более пяти звуков или слов подряд, не нарушая при этом их последовательности.

Оптическая дислексия характеризуется заменой букв, схожих по написанию. При чтении взгляд ребенка может непроизвольно соскальзывать на соседние строчки. Подтип этой формы патологии – зеркальная дислексия, когда дети читают наоборот - справа налево.

Тактильная дислексия бывает у детей с проблемами зрения и проявляется нарушением чтения тактильно похожих букв в шрифте Брайля. Клиническая картина дополняется хаотичными движениями пальцев, пропусками букв и слов соскальзыванием со строки и искажением смысла прочитанного.

Дислексия у взрослых по симптоматике ничем не отличается от патологии, диагностируемой у детей. Она создает массу проблем в повседневной жизни, обостряясь при усталости или психоэмоциональном перенапряжении, что часто приводит к заниженной самооценке и депрессии.

Диагностика дислексии

Обычно в подготовительной группе детского сада подобным симптомам родители не уделяют должного внимания, считая их преходящим явлением. Первые проблемы появляются в начальных классах, когда ребенок учится читать и писать.

Основы диагностики составляют логопедическое обследование и психологические тесты. Логопед оценивает уровень сформированности устной речи, чтения и письма, а также состояние артикуляционного аппарата и речевой моторики. Детский психолог изучает анамнез жизни и степень развития высших психологических функций.

Дополнительно может быть рекомендована консультация детского невролога с проведением ЭЭГ и ЭхоЭГ, консультация детского офтальмолога с выполнением ряда специфических тестов.

Вернуться к списку статей