Центр коррекции дислексии

+7 (985) 729-01-50

ул. Твардовского, дом 12 кор. 3.
123458, Москва, Россия

Дислексия и стресс

На поведение и состояние дислексиков оказывают влияние разные факторы, среди которых – стресс. Правильная диагностика дислексии требует учитывать их все.

Что такое стресс?

Стресс – состояние организма в целом и мозга в частности при попадании человека в экстремальные и опасные для него условия. Причём опасность может быть как физической, в виде опасности пораниться, например, так и психологической, например, страх получить осуждение со стороны других людей, быть осмеянным или непризнанным.

В результате воздействия стресса формируется стресс-ответ человека, характеризующийся изменением химии тела и мозга, а следовательно – мышления. Стресс-ответом управляет миндалевидное тело мозга. При этом важным является то, что повторение похожих стрессовых ситуаций формирует у человека определённый запрограммированный стресс-ответ на них.

Всё это имеет большое значение для диагностики дислексии, а потому изучается в научных кругах не первых год.

Как стресс может быть хорошим и плохим?

  • на стресс или стресс-ответ – это врождённая способность любого животного, в том числе и человека. В глобальном масштабе способность испытывать стресс помогает людям преодолевать опасные и тяжёлые для них ситуации. В этом смысле стресс является необходимым инструментом в жизнедеятельности человека. Попадая в стрессовую ситуацию, каждый решает для себя на подсознательном уровне способен ли он справиться с ней и либо борется, либо избегает опасности. Несложно понять, что в первом случае стресс будет катализатором действий человека, во втором же он будет его тормозить и тянуть назад.

При диагностике дислексии большое внимание уделяется тому, как дислексик реагирует на стресс, каковы его стресс-ответы.

К сожалению, в большинстве случаев стресс заставляет дислексиков «бежать» от проблем. Почему так происходит и от чего вообще зависит, станет ли стресс для человека «положительным» или «отрицательным»?

Всё дело в мировосприятии и мышлении самого человека, а также в его опыте. Имея опыт успешного преодоления каких-то проблем, решения сложных задач в определённой области и так далее, человек, столкнувшись с ними вновь, чувствует в себе силы одержать победу над стрессом и вступает в бой. С другой стороны, если весь его предыдущий опыт говорит о том, что он не может получить контроль над ситуацией и разрешить её в свою пользу, ради собственной безопасности (физической и психической) он не станет предпринимать какие-либо действия и уйдёт в сторону.

При диагностике дислексии врачи зачастую сталкиваются с тем, что пациент уже имеет значительный багаж разочарований, мешающих ему справиться со стрессовыми ситуациями и, как следствие, жить полной и радостной жизнью. Чаще всего это связано с прошлым негативным опытом.

Причём абсолютно неважно, как будут убеждать родные или знакомые дислексика в том, что он может преодолеть ситуацию, вызывающую у него страх. Значение имеет лишь заложенная в его сознании память о прошлых неудачах и установка отступить ради своего же блага, что, разумеется, не может быть хорошим решением.

Как хороший и плохой стресс работает с дислексией?

Дислексики испытывают стресс значительно чаще, чем другие люди, ведь ежедневно они сталкиваются с задачами, решение которых вызывает у них сложности, а после многочисленных тщетных попыток и вовсе страх. Задачи эти вполне обычны и не вызывают затруднений у большинства людей: чтение, орфография, математика.

В процессе диагностики дислексии выявляется, с какими из задач дислексик справляется хорошо, не испытывая сильного стресса (обычно это те задачи, решение которых ему уже удавалось в прошлом, и он чувствует в себе силы и решимость повторить удачный опыт), а какие вызывают у него страх и нежелание решать их.

Причинами этого являются неудавшиеся прошлые опыты. Если дислексик постоянно сталкивается с задачами, которые ему сложно решить, например, чтением, и испытывает из-за них стресс, он спустя время перестаёт пытаться решать их. В его сознании формируется убеждённость в невозможности справиться с задачей, и он стремится оградиться себя от насмешек, неловкости и смущения, отстраняясь от неё. Так, например, многие дети с дислексией не любят читать и стараются избежать этого.

При диагностике дислексии уделяется пристальное внимание тому, как человек реагирует на стресс.

Тревога

Дислексикам через всю жизнь порой сопутствует ощущение ситуативной тревоги, возникающее при мысли о каком-либо событии, вызывающем у них беспокойство. Чаще всего это связано с проблемными для них социальными ситуациями, когда им необходимо общаться с людьми, быть на виду, и они боятся проявить свои слабости (например, при чтении вслух в группе людей прочесть текст с ошибками).

Диагностика дислексии учитывает наличие подобных тревожных состояний, а также предусматривает определение степени их серьёзности.

Из имеющихся у дислексиков страхов, которые могут быть связаны с самыми разными ситуациями в их жизни, необходимо выделять фобии – особо тяжёлые беспокойства и страхи, способные практически парализовать волю человека.

Чаще всего диагностика дислексии выявляет у пациентов с тяжёлыми формами заболевания социально-тревожные расстройства (социальные фобии), то есть страхи, непосредственно обусловленные необходимостью находиться среди людей и общаться с ними, что может стать причиной проявления слабых навыков дислексиков.

Подобные страхи могут быть так сильны, что они становятся преградой для полноценной жизни человека: в детстве ребёнок не может посещать школу вместе со всеми, в более старшем возрасте у него возникают проблемы в общении с коллегами, он тяжело приспосабливается в рабочем коллективе и так далее.

Диагностика дислексии помогла определить и то, что беспокойство о каких-либо тревожных для них социальных событиях может возникать у пациентов с этим заболеванием задолго до их наступления – порой за несколько недель.

Кроме того, удалость определить различия в спецификации этих беспокойств: если у ряда людей они «привязаны» к строго определённым событиям, вызывающим у них сложности, то у других беспокойство возникает из-за различных социальных событий, что делает их ситуацию ещё более непростой.

При диагностике дислексии особое внимание уделяют обобщённым беспокойствам (чувству надвигающейся проблемы, не «привязанному» к конкретному событию).

Постоянная озабоченность и тревожность человека, если вовремя не принять меры, может перейти в психическое заболевание, известное как генерализованное тревожное расстройство (GAD). Оно диагностируется в том случае, если человек беспокоится о различных повседневных проблемах в течение, минимум, шести месяцев.

При диагностике дислексии учитываются все эти моменты, а также принимается во внимание статистика, по которой обобщённые тревожные расстройства присутствуют у 3,1% американцев в возрасте 18 лет и около 18% людей старше этого возраста. Средний возраст дебюта заболевания составляет 31 год.

Чем беспокойство отличается от стресса?

В диагностике дислексии чётко различают беспокойство и стресс, поскольку эти два состояния имеют существенные различия: беспокойство – это тревога о том, что может быть в будущем, тогда как стресс вызывается тем, что уже произошло.

Однако есть у этих состояний и общая, весьма неприятная для тех людей, которые испытывают их, черта: оба они заставляют человека запечатлевать в своей памяти негативный опыт и переживания прошлого, что может осложнить движение в будущее. Так, часто повторяющиеся стрессовые ситуации способны повергнуть человека в состояние хронического стресса.

Диагностика дислексии выявляет склонность человека к беспокойству и стрессу.

Как уже было отмечено выше, у дислексиков значительно больше причин для стресса и беспокойства, чем у людей без этого заболевания. Они тревожатся о своих недостаточных навыках, и это может значительно ослабить их эмоционально и психически. Причём получая лучшие навыки, благодаря работе над собой, они не избавляются от беспокойства, а напротив, тревожатся ещё больше.

Диагностика дислексии должна проводиться не единожды, поскольку на каждом этапе своего развития дислексик пребывает в разных состояниях, которые необходимо оценить для грамотной коррекции заболевания.

Какая связь с дислексией?

Хотя стресс и беспокойство в ситуациях, над которыми человек имеет слабый контроль или не имеет его вовсе, свойственны всем людям, но дети и подростки особенно подвержены им.

При диагностике дислексии выявляется повышенная подверженность стрессам и тревоге пациентов с этим заболеванием.

Одной из главных причин постоянного стресса и тревоги дислексиков является то, что многие из них не понимают природу своей инвалидности в учёбе и винят себя за ошибки и слабые навыки. Если же их обеспокоенность усиливается со стороны (сравнение с более успешными в учёбе детьми, братьями и сёстрами, непонимание родных и друзей и так далее), то оно становится поистине тяжким бременем.

Диагностика дислексии у многих людей показала, что мрачные мысли, стресс, тревога и неуверенность в себе, а также склонность к самобичеванию подводят людей «к краю», заставляя их останавливаться в своих попытках дальнейшего развития, делая их зацикленными на проблемах и оттого более напряжёнными и тревожными, что, в свою очередь, мешает им социализироваться в будущем, то есть проблемы детства тянут их назад всю жизнь.

Диагностика дислексии позволяет определить степень подверженности человека стрессу и его природу.

Кроме того, необходимо учитывать то, что за плечами большинства дислексиков – годы разочарований, что не может не повлиять на их эмоции. И это при том, что многие из них посещают специальные программы и пытаются преодолеть свои проблемы. Их работа над собой действительно тяжела, изнуряюща и часто не приносит ожидаемых результатов. Продолжать стараться в такой ситуации очень непросто.

Правильная диагностика и коррекция дислексии помогает пациентам с этим диагнозом избежать худшего – отрыва от социума и одиночества.

Как людям с дислексией помогает DE-STRESS?

Модель DE-STRESS является пошаговым руководством для устранения стресса и тревоги и коррекции дислексии.

• Определение: специалисты анализируют, как дислексия проявляется у конкретного пациента.

• Обучение: на основе полученной информации пациент должен понять, как дислексия влияет на его учёбу, работу, общение с людьми.

• Спекуляция: поощрение дислексиков предвидеть проблемы, с которыми они могут столкнуться из-за их состояния.

• Учёба: получение детьми, подростками и взрослыми методов и подходов, которые максимизируют успех и минимизируют разочарование и неудачу. Это предполагает диагностику дислексии, обучение распознаванию и управлению стрессом, навыкам честной самооценки, развитие способности учиться и исправлять ошибки.

• Уменьшение угрозы: создание учебных и социальных условий, которые уменьшают, устраняют или нейтрализуют риск, в том числе предоставление студентам возможности практиковать новые знания в безопасном месте, а также обучение распознаванию и деактивации «триггеров стресса».

• Упражнения: создание условий для физических упражнений, поощрение пить много воды и есть здоровую пищу.

• Успех: предоставление дислексикам простора для демонстрации мастерства и опыта, что позволяет им стать более уверенными и успешными.

• Стратегия: поощрение применения дислексиками полученных знаний о минимизации и управлении стрессом, о связи между стрессом и дислексией для планирования будущего.

Для преодоления стресса дислексики могут использовать множество различных методов – от йоги до спорта. Кроме того, важным является более подробное изучение характера специфической инвалидности каждого человека и подбор индивидуальных методов для него.

Понимание принципов работы с дислексией является главным залогом того, что пациент с этим диагнозом избавится от стресса и тревожности и сможет достигнуть бо́льших успехов в жизни.

Особое значение при диагностике и лечении дислексии имеет компетентность специалистов, которые дают пациенту направление дальнейшего развития и работы над собой и со своим заболеванием.