Центр коррекции дислексии

+7 (985) 729-01-50

ул. Твардовского, дом 12 кор. 3.
123458, Москва, Россия

Дислексия у детей

Определение дислексии и проявления дислексии

Если приложить к книжной странице зеркало и попробовать прочитать текст, то можно примерно понять, что видят страдающие дислексией вместо обычных строчек. Они не больны, их развитие в норме, просто иначе воспринимают привычные нам символы. Мама дислексика Ксения Букша делится своими наблюдениями о том, как распознать дислексию, отделить ее от иных особенностей развития и как помочь своему ребенку с ней бороться.

Термин «дислексия» был введен в оборот офтальмологом Рудольфом Берлином 130 лет назад. Именно Берлин обратил внимание на нарушение, мешающее человеку с нормально развитым интеллектом и хорошим зрением овладеть навыками чтения и письма (частично или полностью). Похожие случаи описаны в практике многих докторов: взрослый или подросток при абсолютно нормальных физических и интеллектуальных данных, будто бы имеет какую – то «словесную слепоту». Он не в состоянии обучиться чтению, несмотря на все прилагаемые к этому усилия.

Впервые систематизацией случаев проявления дислексии и исследованием этого расстройства занялся невропатолог Самуэль Ортон в 1925 году. И по сей день не утихают споры о причинах возникновения дислексии: единого мнения о предпосылках к появлению данного нарушения пока не сформировано. И лишь в одном утверждении сходятся исследователи – дислексия (также, как и дисграфия) не является болезнью. Основополагающим для данного расстройства являются специфические нейробиологические отличия, которые имеют расхождение с «условной нормой». Эти особенности, с высокой долей вероятности, являются наследственными. Дислексию, как правило, связывают с нарушением связей между полушариями мозга.

У дислексика наблюдаются сложность в пространственном ориентировании, что затрудняет восприятие буквенных символов, слов, предложений и текста. Страдающие дислексией при чтении могут «менять местами» буквы, слоги и слова, в связи с чем человеку, имеющему данный тип расстройства, приходится тратить дополнительные усилия на расшифровку и осмысление прочитанного. Существенно осложняет жизнь дислексику и дисграфия. Чтобы почувствовать суть трудностей при дислексии достаточно попробовать написать, что – либо левой рукой (если вы правша), прочитать текст в зеркальном отражении или же попытаться сделать перевернутую надпись.

Ошибки при дислексии и дисграфии

Дислексики, которые совсем (или почти совсем) не могут владеть навыками чтения и письма, встречаются крайне редко. В основном, страдающие дислексией, имеют налаженную связь между полушариями и сложную систему «дешифровки» письменных знаков. Что, однако, лишь незначительно облегчает им жизнь. Подросток, в анамнезе у которого дислексия и дисграфия, имеет нормальное интеллектуальное развитие.

Однако, при этом:

  • при чтении может переставлять буквы;
  • допускает ошибки при чтении, пытается распознать слово по первой букве;
  • читает в замедленном темпе;
  • не может понять, где остановился, читая в прошлый раз;
  • не может осмыслить только что прочитанную фразу;
  • с большим трудом выполняет пересказ прочитанного текста (при этом в состоянии живо и красочно рассказать любую историю);
  • даже при списывании текста делает множество ошибок;
  • имеет склонность к дисграфии (так на письме проявляется дислексия), что выражается либо недописанными буквами либо, наоборот, написанием лишних элементов;
  • в письменной речи пропускает или переставляет буквы;
  • после верного написания слова может тут же написать это же слово с ошибкой;
  • заучивание правил и усердное списывание текстов не помогают избегать ошибок;
  • имеет трудности при написании слов: дислексику сложно писать ровно, буквы часто «пляшут», наклон букв/строчек и нажим зависят от настроения ребенка;
  • не может, при прочтении, понять условие задачи (к примеру, не видит разницы между «в три раза меньше яблок…» и «на три яблока меньше…», однако, в жизни отлично этот момент понимает);
  • сталкивается с трудностями при решении длинных примеров на порядок действий, хотя хорошо считает устно и все действия, находящиеся в примере, мог бы совершить в уме;
  • поскольку большую часть времени и сил страдающий дислексией тратит на дешифровку символов, может сложиться ощущение, что у ребенка имеется синдром дефицита внимания. Однако происходит это потому, что дислексик вынужден обрабатывать во много раз больше информации.

 

Как правило у детей с дислексией страдает навык рисования. Ребенок 9–10 лет не может нарисовать, к примеру, кошку, поскольку путает местонахождение ее частей тела. Помимо этого, выражено нарушение письменной речи – дисграфия. Также при дислексии дети часто путают лево и право, не могут нарисовать на бумаге схему, используя стрелки, круги и квадраты и т.д. Дислексикам обычно приписывают одаренность, неординарность мышления и своеобразие. Среди людей с диагнозом «дислексия» нередко встречаются левши и амбидекстры.

Рекомендации для дислексиков

Давайте разберем общие рекомендации, часто встречающиеся в интернете для коррекции дислексии и дисграфии. Им стоит уделить особое внимание для того, чтобы понять, что действительно может помочь при коррекции дислексии по методу Дейвиса.

Коррекция дислексии, как правило, содержит ряд мер, направленных на успешное обучение дислексика навыкам чтения и письма. Мы разберем рекомендации, которые даны мамой девочки с небольшими симптомами дислексии (медленный темп чтения – для 10 лет, перестановки слов и букв, трудности в овладении письмом, обилие дислексических ошибок) и мамой мальчика со значительными дислексическими проявлениями (обучаться чтению начал в 5 лет с частным логопедом–дефектологом, но к 11 навыком чтения так до конца и не овладел).

То есть – эти дети так и не научились читать в 10 и в 11 лет, несмотря даже на многолетние занятия с логопедом. То есть следует признать, что данные рекомендации не работают, и, тем не менее, многие родители упорно им следуют.
Итак, рассмотрим данные рекомендации с точки зрения коррекции дислексии  по методу Рональда Дейвиса.

Одним из самых важных моментов является осознание и понимание того, что страдающие дислексией мыслят образами. Слова же для них являются просто набором символов, которые зачастую не имеют для дислексиков значения. К примеру, слово «жираф» имеет свой мыслеобраз, вследствие чего оно будет понято дислексиком. Но слово «просто» не имеет образа, в результате читающий его дислексик дезориентирован.

Приведенные рекомендации:

  1. Учить ребенка с самого начала читать текст осмысленно. Неторопливо, запинаясь, но каждое слово должно быть понятно ребенку.
    Рональд Дейвис: К сожалению, как раз осмысленно для дислексика читать трудно. Например, дислексик, который мыслит образами, не сможет понять слово «который» – для него нет образа. И таких слов в языке около 200. Рональд Дейвис утверждает, что такие слова как раз и являются пускателями дезориентации, которая собственно и является признаком дислексии и вызывает все остальные проблемы.
  2. Заниматься только совместным чтением и только того, что интересно. Приобретать книги с красочными картинками, чтобы зрительное восприятие выступало в роли помощника.
    Рональд Дейвис: Да, это может немного заинтересовать дислексика. И все-таки в книжках, а тем более в учебниках не будет картинок и образов слов «который», «что-то», «где-нибудь» и тому подобных. На них чаще всего и спотыкаются дислексики.
  3. Процесс совместного чтения выглядит так: взрослый медленно читает текст, ребенок следит глазами за строчками и, когда чувствует себя готовым прочесть несколько слов или фраз, сообщает о своей готовности и читает столько, сколько может. Далее снова вступает взрослый.
    Рональд Дейвис: И потом ребенок снова теряет строчку – и так до бесконечности. Для того, чтобы дислексик не «терял» строчку есть специальная методика чтения, которая отрабатывается во время коррекции дислексии по методу Дейвиса.
  4. Продолжение совместного чтения выглядит так: родитель и ребенок поочередно читают по одной фразе текста. Взрослый не поправляет ребенка в процессе чтения, а говорит об ошибках, если они были, только в конце. При большом количестве ошибок, фраза повторяется еще раз для понимания и запоминания.
    Рональд Дейвис: Но как ребенок научится понимать слова, не имеющие образов? Он этого не сможет. Для него эти слова – просто символы, как для обычного человека чтение китайских иероглифов – сколько раз не читай - смысл понятнее не станет, если не знаешь, какой образ стоит за каждым иероглифом. Для этого также существует специальный инструмент Дейвиса при коррекции дислексии, служащий для для понимания и создания образа таких «необразных» слов.
  5. Ребенку нужно читать вслух, пока он готов слушать. Дислексия с ее проявлениями все равно останется. Поэтому, возможно, будет лучше воспользоваться аудиокнигами.
    Рональд Дейвис: Дислексики не очень любят аудиокниги, потому что многие слова не становятся им понятнее от того, что они прослушают их даже 100 раз. Дислексия остается с дислексиком, но метод Дейвиса учит дислексика УПРАВЛЯТЬ своей дислексией. Из ведомого дислексик становится ведущим.
  6. Когда страдающий дислексией уже научился читать про себя, можно заметить, что какие-то тексты ему читать проще именно так. Происходит это потому, что дислексики вынуждены заниматься дешифровкой слов, а при чтении про себя кое-какие слова можно опустить, не нанеся ущерба смыслу. Процесс чтения проходит быстрее. Получается так, конечно, не со всеми текстами. К примеру, так нельзя читать условия задач, а вот сказки – можно.
    Рональд Дейвис: К сожалению, как раз условия задач в основном состоят из слов без образов, каждое из которых может поменять смысл всей задачи – больше/меньше, во сколько раз/на сколько, поделить/умножить, то есть при такой методике ваш ребенок задачи понимать не будет (во всей этой фразе есть только одно слово, имеющее образ – «ребенок» – остальные 40 слов не имеют образов).
  7. При сильных затруднениях во время чтения следует сделать широкую закладку, в которой будет вырезано длинное окошко, позволяющее читать, не отвлекаясь на верхние и нижние строчки. Буквы и строчки при данном методе меньше «пляшут». Однако от этой привычки, как и от вождения пальцем по строчкам, нужно впоследствии избавиться.
    Рональд Дейвис: Направление мысли правильное, но при этом дислексик видит только окошко и не видит строчку. Есть другая методика обучения чтению от Рональда Дейвиса.
  8. Предпочтение следует отдавать текстам с большим шрифтом, можно также печатать их на принтере большими и, если позволяют технические возможности, цветными буквами. Существуют также специальные шрифты для страдающих дислексией.
    Рональд Дейвис: Размер текста для слов, не имеющих образа, значения не имеет и понимания не прибавляет. Работа со шрифтом и буквами по методике Рональда Дейвиса проводится с пластилином и более эффективна. Через 2-3 часа уже есть результат.
  9. Упор делаем на книги с яркими и красочными картинками, которые помогают восприятию текста. Например, можно использовать с этой целью комиксы.
    Рональд Дейвис: К сожалению, учебники – это не комиксы.
  10. Данную рекомендацию весьма трудно реализовать на практике. Ее суть в том, что дислексика не стоит учить писать по школьным правилам. По крайней мере, следует избегать всех школьных стандартов письма. Главная цель – не в стремлении научить писать грамотно, а в том, чтобы дислексик получал удовольствие от самого процесса письма. Не страшно, если ребенок делает ошибки в словах, пишет, переворачивая буквы (так проявляется дисграфия). Однако желательно использовать такие занятия для написания авторских текстов, книжек, комиксов и др.
    Рональд Дейвис: Ни в коем случае так не рекомендуется поступать! Все эти нарушения – это вынужденные механизмы защиты, придуманные дислексиком, который не справляется со своей дислексией и хочет облегчить себе жизнь. Он не напишет таким образом ничего хорошего, только еще больше запутается и возненавидит школу. Коррекция дислексии по методу Рональда Дейвиса позволяет избавиться от таких неправильных адаптационных механизмов и научит ребенка управлять своей дислексией.
  11. Научить ребенка разным темпам написания текста: проговаривать буквы при написании, писать и делать специально ошибки, или обучить красивому списыванию, писать ровно по линеечке, рисовать или срисовывать по клеточкам и т.д.
    Рональд Дейвис: Дислексик просто не в состоянии это сделать без специальных методик, которые осваиваются в процессе коррекции дислексии по методу Дейвиса. Опять-таки это - то же самое, что списывать красиво иероглифы - без понимания того, что они означают.
  12. Большую пользу приносят занятия с использованием при письме разных ручек, фломастеров, кистей, карандашей. Также помогают дислексикам лепка из пластилина букв и целых слов, работа над шириной почерка (сжатие и расширение) и угадывание – поместится ли слово на листе. Считается, что благодаря этому также постепенно уйдет дисграфия.
    Рональд Дейвис: Лепить из пластилина не просто буквы и слова, а значения слов – это краеугольный камень коррекции дислексии по методике Рональда Дейвиса При этом привязка в цвету может только запутать дислексика.
  13. Пытаться создавать на листе схемы, или же перерисовывать различные карты, на которых разными способами помещать надписи.
    Рональд Дейвис: Да, для этого можно использовать ментальные карты.
  14. Ликвидировать оценки. При наличии оценочной системы в школе следует разъяснить всем причастным и заинтересованным лицам, что ругать ученика, у которого ярко проявляется дислексия, за обилие ошибок в письменных работах и принуждать его учить правила – не имеет смысла.
    Рональд Дейвис: В Англии, например, это работает. Только не в Российской школе, где дислексия не признается проблемой и не увеличивается время на контрольные и тесты для дислектиков.

Дислексия – это просто иной способ понимания письменного текста. Она не является болезнью или нарушением. Многие дислексики смогли отлично ужиться со своей особенностью и сами неплохо адаптировались в жизни. Из некоторых, как говорят, даже получились писатели: помогали им в этом машинистки или жены, сидящие за письменным столом. Им писатели, перемещаясь по комнате, надиктовывали текст.

Рональд Дейвис: Это правда. К сожалению, большинство рядовых дислексиков не имеют возможности диктовать кому-то тексты. Потому коррекция дислексии по методу Дейвиса необходима им для приобретения навыков контроля над своей дислексией, которые будут помогать им всю жизнь.