ЦЕНТР КОРРЕКЦИИ ДИСЛЕКСИИ ПО МЕТОДУ РОНАЛЬДА ДЕЙВИСА

Причины «неграмотности» дислексиков

Понятие грамотности довольно размыто, ведь ни один человек не может утверждать, что идеально знает какой-либо язык и не совершает ошибок при формировании речевых форм или на письме. Однако существуют категории людей, у которых ошибки и сложности с чтением и письмом превышают принятые нормы. К ним относятся дислексики и люди с дисграфией.

Дислексия — нарушение способности к обучению чтению и письму, тогда как дисграфия — нарушение почерка, и они обе могут восприниматься как неграмотность, однако учёные утверждают, что дело не в способности человека к обучению в принципе, а в особенностях восприятия им текста, индивидуальных свойствах мозга.

При этом проявления дислексии и дисграфии действительно походят на признаки неграмотности, к ним относят, например:

  1. Неспособность к правильному восприятию букв и других символов;
  2. Интуитивное «отгадывание» букв при чтении, замену похожих по начертанию букв при письме;
  3. Пропуски при написании слов и предложений, ошибки в окончаниях.

Причины возникновения дислексии

Дисграфия часто сопутствует дислексии и, по мнению учёных, является её последствием. Причины возникновения самой дислексии до сих пор не ясны, хотя выдвигаются различные предположения, среди которых и генетические отклонения, и наследственность, и даже двуязычие в семье.

Так, по мнению американских учёных, риск возникновения дислексии значительно увеличивается при наличии у человека генов DCDC2 и Robo1.

Кроме того, исследователи отмечают, что к проявлениям «неграмотности», вызванной дислексией и дисграфией, может приводить несогласованность работы отделов мозга, отвечающих за чтение и письмо.

Что касается детей, родители которых разговаривают на разных языках, то здесь, по мнению учёных, дело в том, что ребёнок воспринимает один из языков, используемых в семье, как иностранный.

К неграмотности может привести слишком раннее обучение иностранным языкам: дети легко осваивают разговорный язык в возрасте трёх-пяти лет, но когда они поступают в школу и соприкасаются с грамматикой и правилами, у них первых начинаются серьёзные проблемы.

Вернуться к списку статей