Центр коррекции дислексии

+7 (985) 729-01-50

ул. Твардовского, дом 12 кор. 3.
123458, Москва, Россия

Признаки дислексии у детей и подростков

Дислексии – быть?

Важная особенность дислексии – непостоянство, изменчивость состояния. По этой причине необходим системный анализ ее признаков, осуществляющийся на протяжении многих дней.

В соответствии с систематизацией Рональда Дейвиса признаки дислексии подразделяются на категории, для которых характерным является возникновение проблем со следующих сторон:

  • Общие.
  • Слух и речь.
  • Письмо и моторика.
  • Время и математика.
  • Познавательность, память.
  • Чтение, зрение, правописание.

 

Теперь поговорим об этом подробнее.


Общие признаки дислексии

Ребенок умен и сообразителен. Он понятно излагает свои мысли и чувства, но не может научиться читать, а также писать на уровне, соответствующим уровню развития его класса.

В связи с такой особенностью ребенка воспринимают как невнимательного и ленивого, считают глупым, отстающим в развитии и непослушным. Говорят, что он не уделяет учебе должное внимание.

При этом ребенок не отстает в школе так сильно, чтобы на этом было заострено внимание администрации, и чтобы внутри школы ему могли начать помогать.

Ребенок тем временем демонстрирует высокий IQ, однако не всегда своими хорошими академическими результатами, а его ответы устно превосходят письменные в несколько раз.

В связи с такими своими особенностями ребенок сам считает себя глупым, и его самооценка падает. Он пытается прикрыть свои уязвимые стороны креативными решениями, легко растрачивается, болезненно относится к своему чтению вслух, а также к письменным работам.

При этом ребенок заметно талантлив в сфере искусства. Ему благоволят успехи в музыке, спорте, механике, бизнесе, коммерции и строительстве, дизайне либо инженерском деле. Он показывает отличные актерские навыки и является хорошим рассказчиком.

Частенько погруженный в своим мечты, он забывает о времени и совсем не контролирует его. Ему трудно не только рассчитывать свое время, но и концентрировать внимание. Он отличается гиперактивностью, часто отвлекается.

Материал усваивается им в большинстве случаев через практический опыт и эксперименты, схемы, таблицы и прочие наглядные пособия, а также посредством личного наблюдения.


Слух и речь

Ребенку трудно выражать мысли. Его речь бедна и односложна. Он говорит с запинками и не заканчивает предложения, а волнуясь, начинает заикаться. Длинные слова он произносит неверно, слова и слоги со словосочетаниями меняет местами.

При этом он отличается хорошим слухом и способен расслышать то, что и вовсе сказано не было, либо было неуловимым для других. С легкостью такой ребенок отвлекается на различные звуки для того, чтобы получше их расслышать.


Письмо и моторика

Ребенок неуклюж и не может похвастаться хорошей координацией движений. Он не умеет играть в игры с мячиком, командные виды спорта также оставляют желать лучшего. Его с легкостью укачивает во время езды, и он подвержен морской болезни. У него возникают трудности с общей или только мелкой моторикой. Он часто путает верх с низом, а левую сторону с правой и при этом, скорее всего, отлично владеет обеими руками одновременно. Все же он необычно держит карандаш и ручку, а его почерк неразборчив, изменчив.

Время и математика

Ребенок умеет считать, но при операциях с деньгами и счете предметов он все же испытывает трудности ровно также, как и при определении, расчете времени. Такой человек постоянно и везде опаздывает. Задания, связанные с последовательностью, а также цифровая информация – точно не его конек.

Он не умеет вычислять на бумаге, но при этом знает ответы. При вычислениях использует пальцы, а также другие подобные примеры. С трудом понимает условия задач, не может решать задачи алгебры и высшей математики, но способен работать в рамках арифметики.


Познавательность, память

В среде своих одноклассников ребенок с особенностями в данной сфере может сыскать себе славу задиры, «клоуна» или тихони. Обладать безупречной памятью на лица, места и впечатления. При этом он думает не звуками или словами, а при помощи ощущений, образов. Плохо помнит события, а точнее – их последовательность, т.е. всю ту информацию, которая была получена им не путем личного опыта.

Чтение, зрение, правописание

Зачастую при совместном чтении с таким ребенком начинает казаться, что у него проблемы со зрением. Однако, после проверки выясняется, что зрения в норме. При этом ребенок теряется, когда видит цифры и буквы, слова, а также последовательности слов и цифр. И даже во время устного объяснения методик чтения, ребенок испытывает заметное затруднение.

Во время письма, а также при чтении он часто повторяется, переставляет слова и буквы местами, пропускает их, заменяет другими буквами либо цифрами. Не улавливает смысла прочитанного и перечитанного. Правописание отличается тем, что он пишет ровно так, как услышал слово.

При этом ребенок жалуется на головокружения, мигрень и тошноту. Чувствует и видит передвижения букв и цифр при письме, чтении, переписывании.
Заметим также, что он наблюдателен, а его зрение отличается остротой.


Что еще нужно знать о дислексии?

Рассмотрим здоровье, развитие, поведение, а также индивидуальность ребенка с дислексией.

Ребенок удивительно быстро или, напротив, медленно проходит этапы развития, включающие в себя ползание, начало речи, ходьбу.

Он либо педантичен, либо не организован. Часто болеет аллергией и отитами, крайне разборчив в еде. Обычно имеет высокий либо, наоборот, низкий болевой порог. Спит либо крепко, либо чутко и мучается энурезом дольше ровесников.

Любой аспект его поведения значительно обостряется и увеличивается при стрессе или, когда он куда-то сильно спешит, болеет.

У ребенка с дислексией обострено чувство справедливости. Он эмоционально восприимчив и стремится быть совершенным во всем.

О всех этих симптомах заявляет автор теории – Рональд Дейвис, выявивший в своей книге «Дар дислексии» порядка 37 признаков, характеризующих наличие у человека данного состояния.

Но для того, чтобы определить у человека наличие дислексии хватит и 10 признаков, которые в различное время у него имеются либо отсутствуют.


Если у вас есть вопросы касательно данного заболевания и его симптомов, вы всегда можете обратиться к специалистам нашего центра по телефонам
+7-499-461-55-36 и +7-985-729-01-50 или написать на электронную почту: kefimov@dyslexia-dar.ru.

Обращайтесь! Мы поможем вам!