ЦЕНТР КОРРЕКЦИИ ДИСЛЕКСИИ ПО МЕТОДУ РОНАЛЬДА ДЕЙВИСА

Дислексик научился читать. Что происходит в семье?

Джилл Стоуэлл

Эта статья была впервые опубликована в информационном бюллетене «Insights» Учебного центра «Stowell» в январе 1997 года. Цель Центра - помочь людям стать «адаптированными, независимыми учениками»; этот принцип разделяет и Программа коррекции дислексии по методу Дейвиса. В статье есть много полезной информации и советов для родителей и близких дислексиков, прошедших Программу коррекции дислексии по методу Дейвиса и готовых стать независимыми учениками.

Что происходит в семье, когда не читающий человек становится читающим? Казалось бы, ответ очевиден: все рады и горды этим. Всё это так. Но когда дислексик, ранее не умевший читать или читавший очень плохо, становится читателем, отношения внутри семьи могут измениться неожиданным образом.

В Учебном центре «Stowell» мы работаем с детьми и взрослыми, имеющими разные по виду и степени тяжести трудности в обучении. Цель нашей работы – помочь людям адаптироваться к обучению, стать более независимыми в нём.

Студенты с тяжёлыми нарушениями чтения по пути от не читателя к читателю могут столкнуться со множеством неожиданных эмоций и проблем. Мы конкретизировали некоторые из эмоциональных тормозов процесса перехода от не читателя к независимому ученику. Зная о них заранее, члены семей дислексиков смогут сделать переход более плавным и эффективным.

Растущая независимость

Когда человек не может читать совсем или читает очень плохо, он может стать зависимым от своих родственников (родителей, братьев, сестёр, супруга или супруги) в том, что касается чтения и письма. После прохождения Программы коррекции дислексии по методу Рональда Дейвиса многие сложности уходят, и человек сам делает то, о чём ранее просил близких. Они, в свою очередь, могут быть неосознанно разочарованы внезапной «ненужностью». К этому нужно быть готовыми, чтобы суметь порадоваться успеху близкого человека, а не переживать.

Страх успеха

Иногда в самом начале прохождения Программы коррекции дислексии или в ходе неё у дислексиков возникает страх перед результатами, связанными с их успехом. Чувствуя, что становятся более способными к чтению и письму, они начинают опасаться грядущих в их жизни изменений. Например, девятилетний мальчик не хотел учиться читать, поскольку считал, что это «превратит его в кого-то другого». Он боялся, что «новый он» не понравится окружающим, что люди не захотят больше помогать ему, как раньше. Работая очень плавно, мы доказали ему, что не пытаемся отнять его стиль мышления, а лишь даём инструменты, которые сделают его жизнь проще. И, спустя некоторое время, перешагнув внутренний барьер, ребёнок начал читать.

Подобные опасения свойственны и взрослым дислексикам, которые достигли этапа, когда их навыки чтения и письма достаточно упрочились. Они также беспокоятся о том, что если научатся читать и писать сами, люди перестанут им помогать, а также они боятся, что их нагрузки в учёбе и работе значительно возрастут, что им будут поручать нечто, слишком тяжёлое для них.

Это общая проблема, ведь часто сослаться на неспособность сделать что-то легче, чем попытаться сделать это. Например, когда ребёнок не умеет читать, для него читают родители, а учёба идёт при помощи кассетных записей. Чтобы избежать этого, необходимо должным образом поощрять ребёнка, начавшего читать, побуждая его читать всё больше и больше. Это можно делать довольно плавно и гибко, без резкого возрастания нагрузки. Например, родитель может предложить ребёнку «поделиться» чтением. Сначала дислексик может читать начало страницы или раздела, а когда устанет – передавать чтение родителю. Это позволит ему развивать навыки чтения, не перенапрягаясь. В дальнейшем, когда его способности достигнут более высокого уровня, можно предложить ему читать абзац (а родитель будет читать два абзаца) или читать по абзацу или странице по очереди. Со временем ребёнок будет чувствовать себя увереннее, чтение будет требовать от него меньшего напряжения сил, он начнёт получать от него удовольствие, что приведёт к тому, что он сам захочет читать всё больше.

Изменение ожиданий

Привычка думать о себе как о не читателе или плохом читателе также тормозит прогресс дислексика. Ещё хуже, если его родственники не могут перестать относиться к нему с этой точки зрения. Это укореняет в сознании дислексика, который уже учится читать, низкие ожидания в отношении себя.

Например, пока дислексик не читает и не пишет самостоятельно, за него это делают члены его семьи. Они привыкли к тому, что должны читать для него меню, заполнять чеки, отвечать на письма, помогать делать домашнюю работу или оказывать содействие в выполнении профессиональных обязанностей. И даже после прохождения Программы коррекции дислексии по методу Рональда Дейвиса часто они продолжают делать всё это за него, хотя он сам может справиться с большинством задач.

Нагляднее всего это выглядит на примере выполнения домашних заданий школьниками и студентами. Они привыкают к тому, что им во многом помогают и, более того, с ними всегда кто-то есть, пока они заняты домашней работой. Некоторые из них используют дислексию как предлог, чтобы не выполнять задания. И даже получив навыки и инструменты, позволяющие им справиться с этим, они противятся изменениям, ведь самостоятельная работа – это, в первую очередь, время и силы, потраченные ими. Кроме того, это ломает привычный уклад их жизни. Некоторые дети по-прежнему используют «старые привычки» для компенсации дислексии или перекладывают на кого-то свою работу.

Старые привычки тяжело умирают и для членов семьи

У родителей тоже есть свои привычки, одна из них – привычка защищать ребёнка от неудач и заниженной самооценки. Это очень важная помощь в преодолении сложностей не читающего дислексика, но стратегию необходимо менять, как только академические способности ребёнка возрастают и он может больше делать сам.

Для родителей изменить отношение к ребёнку, приняв, что он может больше и уже не является не читающим (плохо читающим) дислексиком, тоже бывает сложно. Это усугубляется тем, что сами дети часто восстают против изменений, связанных с увеличением их самостоятельности в выполнении домашних заданий. Хотя такой принцип работает и в отношении взрослых дислексиков.

Крайне важно, чтобы дислексикам давали возможность брать на себя больше самостоятельности, поощрялись их достижения и ожидали от них успеха. Расширение обязанностей и самостоятельности – единственный метод, способный развить их навыки владения полученными инструментами и превратить их в независимых учеников.

Передача ответственности за чтение и домашнюю работу дислексику: поощрение независимости

Возьмите себе за правило простой девиз: домашнее задание не делается по желанию, не является проблемой человека или между людьми, это не что-то необычное, а то, что делают все школьники. Поэтому выполнение домашней работы не должно даже обсуждаться.

Сделайте этот процесс как можно обычнее: создайте место, условия и выделите время для домашней работы. Посоветуйтесь с учителем, чтобы точно знать, что может ваш ребёнок сам. Если нужна ваша помощь, чтобы начать работу, конечно, помогите, но старайтесь построить процесс так, чтобы ребёнок выполнял задания самостоятельно. Если вы помогаете ребёнку, старайтесь направлять беседу в конструктивное русло: пусть задаёт вопросы, с которыми есть сложности, а не говорит вам, что «не может этого понять».

Обращайте внимание на уровень и количество заданий. Если их больше, чем ребёнок может осилить, поговорите с учителем и скорректируйте объём и сложность для его уровня.

Нужно быть твёрдым и гибким одновременно: хвалите ребёнка и поощряйте его за достигнутые результаты, но умейте настоять, когда он упрямится – его работа должна быть сделана. Дайте ему понять, что, затягивая выполнение домашнего задания, он лишает себя времени на просмотр телевизора и игры. И помните о том, что и ваше время не должно тратиться впустую. Если ребёнок сильно зависит от вашего присутствия в комнате, когда он делает задание, нормируйте его: например, введите правило проверки через пять минут, а потом постепенно увеличивайте интервалы. Или начните занятия с того, чтобы сделать один предмет вместе, а потом оставьте ребёнка с условием, что он может обратиться к вам, если ему понадобится помощь в начале другого задания.

Что происходит с семьей, когда не читатель становится читателем:

  • Проявляя терпение и твёрдость, поощряя способности дислексика, его родители и члены семьи избавляются от повышенной нагрузки;
  • Дислексик становится более уверенным и продуктивным учеником или работником;
  • Отношения между дислексиком и членами его семьи становятся менее зависимыми, открываются возможности для нового интересного совместного опыта.