ЦЕНТР КОРРЕКЦИИ ДИСЛЕКСИИ ПО МЕТОДУ РОНАЛЬДА ДЕЙВИСА

Симптомы дисграфии у детей и взрослых

Дисграфия – частичное расстройство письменной речи в результате распада или незрелости психических функций, которые отвечают за ее управление. Основной симптом – устойчивое повторение ошибок при письме, которые не исчезают без целенаправленной коррекции со стороны специалистов. Дисграфию часто сопровождает дислексия.

Причины дисграфии

В основе этиологии дисграфии лежат те же органические и функциональные нарушения, которые провоцируют появление других расстройств психоречевого развития – дислексии, дислалии, афазии и пр.

Не последнюю роль играет поражение структур головного мозга или их недоразвитие, вызванные патологией беременности, родовой травмой, гипоксией, воспалительными инфекционными процессами и тяжелыми соматическими заболеваниями, которые негативно сказываются на нервной системе ребенка.

Также существует ряд социально-психологических факторов:

  • билингвизм (двуязычие в семье);
  • неправильная речь окружающих (в том числе и сюсюканье);
  • недостаток речевого контакта;
  • отсутствие внимания взрослых к речи ребенка;
  • раннее обучение малыша грамотности, игнорируя отсутствие у него психологической готовности к этому процессу.

Наконец, у детей может быть наследственная предрасположенность к дисграфии и другим речевым расстройствам.

Симптомы дисграфии

Первые симптомы дисграфии появляются у младших школьников, когда они начинают учиться писать. Наиболее распространенные ошибки – замещение букв, схожих по написанию или произношению. При этом они никоим образом не связаны с незнанием норм и правил языка. Также дети с дисграфией могут переставлять местами слоги, пропускать буквы или даже делать лишние пропуски между слогами. Они пишут очень медленно, почерк довольно искажен, буквы корявые и трудноразличимы.

Причины и симптоматика дисграфии у взрослых практически ничем не отличается от детской. Они могут повторять одни и те же ошибки при написании слов, отлично зная все правила языка.

Диагностика дисграфии

Диагностика дисграфии затруднена из-за того, что специалистам требуется понять, чем вызваны погрешности в письме – элементарной безграмотностью или действительно нарушением определенных психических функций.

При подозрении на патологию у ребенка в первую очередь следует установить ее причину. Для выявления органического поражения и исключения болезней со стороны органов зрения и слуха его направляют на консультации к детским специалистам – неврологу, окулисту, ЛОРу. Затем проводят логопедическое полное обследование. Постановка окончательного диагноза отображается в логопедическом заключении и базируется на анализе типичных ошибок, задокументированных в протоколе обследования речи.

Вернуться к списку статей