Центр коррекции дислексии

Темы вопросов

Дислексия и профилактика

Вопрос: Можно ли предотвратить дислексию?


Ответ: Мы полагаем, что, если детям будут предоставлены правильные инструменты, причем достаточно рано в процессе их образования, проблемы, связанные с дислексией, могут быть предотвращены. То есть, дети могут научиться читать и писать и успевать в школе, если их учат методам, которые хорошо соответствуют их персональному стилю обучения. Они включают инструменты для предотвращения дезориентации. Это также теория, лежащая в основе наших методов обучения по системе Дейвиса для начальной школы.


Дислексия, дезориентация и созидание

Вопрос: Как дислексии используют дезориентацию для работы?

Ответ: В трехмерном мире может быть полезно найти решение проблемы, представив ее с разных точек зрения. Например, Эйнштейн представлял себе, каково это - ехать на луче света, и эта мечта помогла ему выработать свою особую теорию относительности. Если вам нужно решить проблему реального мира - например, исправление сломанного устройства - было бы полезно уметь мысленно перемещаться по объекту и смотреть на него со всех сторон. Это как раз именно то, что умеют делать дислексики и это именно та способность, которая вызывает и дислексиков дезориентацию и «зависание».

Если вы хотите что-то создать - возможно, стул из необработанной древесины - дислексия поможет представить в вашем сознании картину готового продукта со всех сторон, что поможет Вам узнать, какие части Вам понадобятся для этого, как их правильно обрезать и как подогнать друг к другу.

Дезориентация при дислексии позволяет делать все это мысленно, в вашем воображении. Люди, у которых нет «дара» дислексии, часто должны полагаться на письменные пошаговые инструкции для выполнения многих творческих задач, которые дислексики просто представляют мысленно используя свое воображение.


Дислексия и способ мышления!

Вопрос: Если Вы дислексик, вы просто застряли в проблеме? Правда ли, что при дислексии мозг настолько по-другому думает, что максимум чего могут ожидать дислексики – это только небольшого улучшения?

Ответ: Мы довольны той частью дислексии, которая является «даром», поэтому мы не хотим избавляться от нее или изменять ее. Мы не рассматриваем дислексию как болезнь, которую нужно вылечить, потому что, в конце концов, чтение не является естественным процессом. Алфавиты - это просто изобретение, которое предоставляет средства для передачи информации. Это отличное изобретение, и было бы еще лучше, если бы каждый мог освоить его без проблем, но мы не можем «вылечить» человека из-за его трудностей с использованием определенной технологии, также, как не можем «вылечить» человека, которые не умеет говорить по-японски или не знает, как запрограммировать компьютер.

Не имеет смысла пытаться изменить способ «заточки» мозга, чтобы человек мог использовать то или иное изобретение или технологию. Вместо этого нам нужно спросить, можем ли мы передавать или преподавать то же самое по-другому. По нашему опыту одним из даров дислексии является дар мастерства. То есть, дислексик обладает уникальной по-настоящему понимать и интегрировать любые знания или навыки. Ключ к коррекции дислексики - это просто понимание того, как работает их ум, и правильный подход к обучению.


Школа фокусируется на 70% учеников

Вопрос: Почему методы обучения по системе Дейвиса редко используются в школах?

Ответ: В некоторых школах используются наши методы, но причина, по которой мы, вероятно, не найдем их широкого применения, просто заключается в том, что только дислексиков все-таки меньшинство. Даже если 30% студентов потенциальные дислексики, это означает, что 70% - нет. Большинство школ хотят использовать один или два метода обучения, которые, по их мнению, подходят большинству их учеников. Поэтому большинство школ склонны придерживаться образовательных подходов, которые легко реализовать, и хорошо работают для детей, не страдающих дислексией.

Другая проблема заключается в том, что метод, который мы используем для коррекции дислексии по методу Дейвиса, на самом деле не является обучением или репетиторством, а скорее процессом, который дает конкретным ученикам нужные им инструменты и показывает им, как их использовать. Это здорово для мотивированных учеников, обучающихся при помощи делания и моделирования, то есть на практике. Это  хорошо подошло бы в школах, где особое внимание будет уделяться проектно-ориентированному обучению, направленному на познание своих возможностей и использование своих сильных сторон, то есть на самопознание. Но большинство школ все еще обучают по принципу так называемой «прямой инструкции». То есть учитель учит, и студенты слушают.

Мы считаем, что творческий процесс – это краеугольный камень для обучения, особенно для учащихся с дислексией. Таким образом, любая школа для студентов-дислексиков должна была бы предоставить путь для творческого практического изучения практически любого предмета или темы, охватываемых учебным планом. По этому принципу работают несколько школ, которые применяют в обучении «конструктивистский» подход. К сожалению, этот индивидуальный и познавательный подход считается неэффективным у большинства традиционных педагогов. Они предпочли бы придерживаться единого набора планов уроков для всех своих учеников.


Дислексия и лучшая точка ориентации для чтения

Вопрос: В книге Роналда Дейвиса «Дар обучения» на стр. 162 имеется ссылка на места ориентации точек для конкретных чувств, в дополнение к одной оптимальной точке, рекомендуемой для дислексиков. Где находятся эти другие точки и к чему они относятся?

Ответ: Каждому человеку придется экспериментировать, чтобы найти оптимальную точку ориентации для конкретного ощущения или выполнения активности. Мы не прилагали никаких усилий, чтобы изучить их или собрать даже анекдотические данные о них, потому что они не имеют особого отношения к нашей работе.

Другими словами, мы сосредоточены на достижении оптимальной точки ориентации для чтения и коммуникации а не для других видов деятельности. Текст, о котором вы говорили, гласит: «Существует только одна оптимальная точка ориентации, где все сенсорные данные являются наиболее точными. Однако существуют другие места ориентации, один или несколько для каждого из чувств, где это чувство будет очень острым. Тот, который для баланса составляет два или более футов прямо над головой, или вперед от центра тяжести ».

Причина, по которой Рональд Дейвис конкретно упомянул точку ориентации спортсмена или танцовщика, указанную на стр. 162, заключается в том, что методистам Дейвиса нелегко справляться с проблемами во время консультации по ориентации, если мы не знаем об этом, и такое довольно часто встречается в нашей практике. Человек с сильным чувством равновесия, естественно, будет стремиться вернуться к этой очень удобной для него точки ориентации, когда мы делаем точная настройку, поскольку тонкая настройка основана на достижении баланса. К сожалению, по опыту мы знаем, что «точка ориентации спортсмена» НЕ оптимальна для чтения, и на самом деле может привести к развороту букв. Вот почему Рональд Дейвис продолжает объяснять,

«При работе со спортсменами, танцорами и др. (кто-либо с отличным балансом), убедитесь, что они ориентированы сверху и сзади головы, а не прямо над ним или перед ним. Просите учеников смотреть вниз, чтобы убедиться, что Вы добились правильной точки ориентации».


Дислексия и зубрежка

Вопрос: Некоторые исследования показывают, что многократное чтение списков: слова, фразы, абзацы - одна из лучших вещей, которые могут сделать родители, чтобы повысить скорость чтения у детей. Салли Шайвитц в своем труде «Преодоление дислексии» говорит, что трехкратное и пятикратное чтение абзаца или двух из рассказа,  приведут слова, значения, звуки, визуальные образы в мозг. Каждый раз, когда ученик читает слово, все эти компоненты становятся сильнее и быстрее обрабатываются в следующий раз. Также выполняется и коррекция дислексии по системе Дейвиса? Мне нравится то, что я читал в книге «Дар дислексии», но мне интересно, Салли Шайвитц и Рональд Дейвис пришли бы к согласию по этому вопросу?

Ответ: Доктор Шайвитц - исследователь мозга, а не учитель или исследователь процессов обучения. Некоторая часть того, что она сообщает в своей книге о исследовании процесса чтения, противоречит утверждениям в первой части ее книги, о различиях отличиях работы мозга при дислексии. Вероятно, это связано с тем, что исследования процесса чтения, описанные во второй части, были выполнены другими исследователями, на обычных детях, не дислексаких.

В первой части своей книги доктор Шайвитц разъясняет что мозг дислексика имеет другие нейронные пути и связи, то есть другую «нейронную проводку», и что дислексики, которых она изучала, не смогли развить способность хранить целые слова в «области визуального словообразования» мозга, используемой обычными читателями. Она также заявляет, что дислексические ученики склонны быть нисходящими, от целого к частностям учащимися, которые не ладят хорошо с зубрежкой.

Я бы согласился с мнением о том, что важно приобретать практику с чтением, чтобы повысить беглость чтения, и что один из способов сделать это можно достичь через повторения одного и того же материала. Я считаю, что доктор Шайвитц права, что такие упражнения помогут «развить связи в мозге» у большинства обычных читателей. Как это ни парадоксально, эти упражнения, вероятно, усиливают связи в тех самых частях мозга, которые не используются дислексиками, как показали исследовательские работы доктора Шайвица. Ее исследование также показало, что наиболее способные дислексики подростки, по-видимому, читают с использованием альтернативных нейронных путей - опять же, точка зрения, которая согласуется с представлением о том, что мозг имеет другую «нейронную проводку».

Проблема заключается в том, что дислексики испытывают колоссальные трудности в распознавании слов, а потому часто через завесу путаницы восприятия, они просто не в силах добраться до точки, где они могут извлечь выгоду из простого перечитывания материала. У них просто нет базовой способности, чтобы использовать этот подход для обучения. Прежде чем дислексики смогут извлечь выгоду из такой практики, они должны сначала научиться читать материал точно и с пониманием, даже если скорость их чтения медленная.

Если цель состоит в «проводке слов, значений, звуков, визуальных образов в мозг», тогда эти элементы должны быть там, в первую очередь, когда ученик читает это слово. Ребенок с дислексией просто не в состоянии объединить эти элементы. Программа коррекции дислексиси по системе Дейвиса исправляет барьеры, которые стоят на этом пути.

Программа ориентации по Дейвису (или выравнивание) дает ребенку с дислексией способность самостоятельно контролировать и корректировать искажения в восприятии реального мира. Специальные упражнения по чтению создают у дислексика привычку обрабатывать буквы и слова в правильной последовательности слева направо. Они также помогают создать привычку обращать внимание на визуальный внешний вид букв и звук всего слова. Чтение по пунктаации создает привычка создавать и связывать мысленные образы того, что читается.

Разумеется, создание моделей символов, которое мы называем Освоение Символов по Дейвису, строится вокруг усилий по объединению смыслов, звуков и визуальных образов в мозге с помощью креативного, практического, мультисенсорного подхода. Слова пускатели дезориентации, идентифицированные Рональдом Дейвисом, накладываются на список слов Dolch и составляют основной лексический словарь, который нужно всем детям с дислексией, чтобы овладеть свободным чтением.

После того, как ребенок завершит программу коррекции дислексии по системе Дейвиса, я не вижу причин, по которым учитель не мог бы работать с ребенком с дислексией, чтобы добиться беглости в чтении, как это рекомендовала д-р Шайвитц, предполагая, что ребенок готов и желает этого. Что касается детей старшего возраста, мы, как правило, видим заметное улучшение беглости чтения, уже после прохождения программы коррекции дислексии по методу Дейвиса. Конечно, постоянная практика чтения необходима для поддержания достигнутых успехов и для обеспечения непрерывного прогресса в освоении чтения.

Однако, как отмечает д-р Шайвитц (и, конечно же, мы согласны), дислексики, как правило, очень креативные и творческие личности. Некоторым может показаться скучным читать один и тот же абзац несколько раз. Альтернативным подходом может быть использование учебных материалов или упражнений, структурированных для того, чтобы дать студентам повторное освоение выбранных слов или фраз в лексиконе в различных контекстах, чтобы поддерживать мотивацию и вовлечение ученика в процесс обучения.

Конкретный метод перечитывания материала для того, чтобы повысить уровень владения языком, не является частью программы Дэвиса, но это, безусловно, метод обучения, который может быть использован учеником после завершения программы. Целью программы коррекции дислексии Дэвиса является устранение барьеров, которые стояли на пути к обучению, и предоставление учащимся возможности продвигаться вперед в обучении наравне с другими. Мы знаем, что после программы коррекции дислексии по системе Дейвиса, дислексики смогут извлечь выгоду из других стратегий для чтения и обучения, которые, возможно, ранее были слишком сложными или разочаровывающими для них.