ЦЕНТР КОРРЕКЦИИ ДИСЛЕКСИИ ПО МЕТОДУ РОНАЛЬДА ДЕЙВИСА

Как объяснить дислексию дислексику

Джон Рид, методист программы Дейвиса по коррекции дислексии

Несмотря на то, что Рональд Дейвис в книге «Дар дислексии» убедительно доказал, что эта особенность – дар для человека, до сих пор остаются люди, пропагандирующие негативное восприятие дислексиков на основании того, что у тех возникают сложности с обучением. Да и сами дети, пережившие такой опыт, с трудом могут поверить, что дислексия может быть чем-то хорошим для них. Многие клиенты нашего центра говорят, что хотят просто избавиться от дислексии, что не хотят жить с ней.

Но мой опыт таков: благодаря программе коррекции дислексии по Рональду Дейвису у меня появился дислексический стиль мышления, и я бы не обменял его ни на что на свете. Люди, прошедшие коррекцию дислексии по Дейвису, как и я, тоже ощущают преимущества своего стиля мышления, и их отношение к дислексии меняется. Например, недавно я беседовал с ребёнком, ожидавшим приёма в центре, и он, воображая, как ходит по комнате и смотрит в окно, рассказал мне всё, что смог представить. Я похвалил его дислексические способности. А через семь дней, когда его семидневный курс коррекции дислексии по Дейвису был окончен, этот ребёнок сказал нам: «Дислексия – это бомба!». На подростковом сленге «бомба» – это нечто потрясающее.

Самое важное – избавиться от предубеждения по отношению к дислексии внутри семьи дислексика. Когда домашние понимают, что это не болезнь, не рок, а наоборот – подарок, они начинают по-новому ценить способности своего ребёнка. И, разумеется, ребёнок почувствует это и ответит благодарностью.

Немалое значение имеют игры с воображением: они позволяют показать хорошую сторону дислексии и для родителя, и для ребёнка. Вы можете спросить, например, как выглядит солонка изнутри, – ничего особенного, но эта беседа может перерасти в нечто восхитительное и позволит ребёнку проявить свой дар, а вам – похвалить его.

Дислексия – это творческий дар, и поэтому дислексики часто талантливы во многих сферах; позитивный взгляд на дислексию и внимание к ребёнку помогут вам определить, в каком направлении он превосходит обычных детей, куда ему развиваться. Среди дислексиков немало художественно одарённых детей (изобразительное искусство, скульптура); имеющих способности к техническим наукам (их легко отличить с раннего детства – они постоянно пытаются что-то разобрать и изучить изнутри); имеющих музыкальный талант (искусное использование умственного уха позволяет им играть музыку на слух, хотя, разумеется, могут возникать проблемы с чтением нот).

Когда вы свяжете в сознании ребёнка слова «талант» и «дислексия», то, что прежде звучало для него как оскорбление и насмешка, станет комплиментом. Изменившееся отношение к дислексии внутри семьи позволит ребёнку иначе посмотреть на себя, стать более уверенным и начать выше себя ценить, принимая во внимание не только сложности, но и особые способности.

В этом случае проще и безболезненнее для самолюбия ребёнка объяснить ему, что его особенность является также причиной его проблем с чтением, счётом или дефицитом внимания. Он не будет травмирован, не будет чувствовать себя ущербным, ведь хорошего в дислексии для него больше. Главное – ребёнок будет ощущать себя в безопасности, даже несмотря на возникающие проблемы.

И когда ребёнок готов работать над своими проблемами и добиваться их решения, можно предложить обратиться за помощью к людям, понимающим, что у него есть дар дислексии. Это очень важный момент, один из важнейших в программе коррекции дислексии по Дейвису. Дислексики у нас работают с теми, кто на самом деле понимает, что их дислексия – талант, кто не сомневается в их умственных способностях. Это чрезвычайно важно! Ведь многие дети с дислексией на протяжении долгих лет задают себе вопрос: почему они не могут то, что с лёгкостью получается у остальных?

В ходе программы коррекции дислексии по Рональду Дейвису ребёнок изучает инструменты, помогающие ему использовать стиль мышления дислексика. Эта программа – возможность научиться учиться и в дальнейшем переписать весь сценарий жизни ребёнка.