Центр коррекции дислексии

Признаки дислексии

(© 1992 by Ronald D. Davis) http://www.dyslexia.com/library/symptoms.htm

В своей книге «Дар дислексии» Рональд Дейвис выделил 37 признаков, определяющих наличие у человека этого состояния. При этом, по словам автора теории, для постановки диагноза достаточно наличия 10 признаков, которые в разное время могут присутствовать или отсутствовать у одного и того же человека.

Рональд Дейвис не раз отмечал, что главной особенностью дислексии, как состояния, является её непостоянство и изменчивость. Поэтому анализ признаков должен проводиться на протяжении длительного времени и системно.

Согласно классификации, установленной автором теории, все признаки дислексии можно разделить на несколько групп:

  • Общие;

  • Со стороны зрения, чтения и правописания;

  • Со стороны слуха и речи;

  • Со стороны письма и моторики;

  • Со стороны математики и времени;

  • Со стороны памяти и познавательной способности.

Ниже приведено описание всех признаков дислексии, обозначенных Рональдом Деллом Дейвисом в его книге.

Общие признаки

- Производит впечатление очень умного и сообразительного, хорошо выражает свои мысли, но при этом не способен читать и писать на уровне своего класса.

- Его считают ленивым, невнимательным, глупым, отстающим в развитии, непослушным или не уделяющим достаточно времени учёбе.

- Не отстаёт в учёбе настолько, чтобы ему в школе была оказана помощь.

- Имеет высокий коэффициент умственного развития, но не всегда показывает хорошие академические результаты; устные ответы лучше, чем письменные.

- Считает себя глупым, имеет низкую самооценку; скрывает свои слабые стороны с помощью  своих оригинальных  решений; легко расстраивается и переживает по поводу чтения вслух и письменных работ.

- Талантлив в сфере искусств, музыке, спорте, механике, коммерции, бизнесе, дизайне, строительстве или инженерном деле; хороший рассказчик и актёр.

 - Часто мечтает; легко забывает о времени, не контролирует его.

- С трудом удерживает внимание; часто отвлекается; отличается гиперактивностью.

- Лучше всего усваивает материал через практический опыт, эксперименты, наблюдения и наглядные пособия (схемы, таблицы).

Зрение, чтение и правописание

- При чтении жалуется на головокружение, тошноту или головную боль.

- Приходит в замешательство (в затруднение) при виде букв, цифр, слов, последовательностей, а также при устных объяснениях.

- На письме и при чтении заметны повторы, перестановки, пропуски и замены букв, цифр и/или слов.

- Чувствует или видит несуществующие передвижения во время чтения, письма или переписывания.

- Кажется, что испытывает трудности со зрением, хотя проверка показывает, что зрение в норме.

- Обладает на редкость острым зрением и наблюдательностью.

- Читает и перечитывает, практически не улавливая смысла.

- Пишет, «как слышит», правописание неправильное.

Слух и речь

- Отличается хорошим слухом; способен слышать то, что не было сказано или неуловимо для других; легко отвлекается на различные звуки.

- Испытывает трудности при выражении своих мыслей, речь «бедная» односложная; говорит с запинками; не заканчивает предложения; при волнении  заикается; неправильно произносит длинные слова; меняет местами словосочетания, слова и слоги.

Письмо и моторика

- Сложности с написанием и переписыванием текстов; необычно держит карандаш/ручку; почерк изменчивый или неразборчивый.

- Неуклюжий, отличается плохой координацией движений; не удаются игры с мячом и командные виды спорта; трудности с мелкой и/или общей моторикой; подвержен морской болезни и укачиванию при езде.

- Может одинаково хорошо владеть обеими руками; часто путает право/лево и верх/низ.

Математика и время

-Испытывает затруднения при определении и расчёте времени; опаздывает; с трудом запоминает информацию и задания, связанные с последовательностью.

- При вычислениях пользуется счётом на пальцах и другими своими приёмами; знает ответы, но не может делать вычисления на бумаге.

- Умеет считать, но испытывает трудности при счёте предметов и операциях с деньгами.

- Даётся арифметика, но не получается алгебра и высшая математика; испытывает трудности с пониманием условий задач.

Память и познавательная способность

- Отличная долговременная память на впечатления, места и лица.

- Плохо запоминает последовательность событий, информацию, которая не была получена на практике.

- Думает с помощью образов и ощущений, а не звуками и словами.

Поведение, здоровье, развитие и индивидуальность

- Отличается крайней неорганизованностью или, наоборот, педантичностью.

- В классе может исполнять роль «шута», быть задирой или молчуном.

- Через этапы развития (ползание, появление речи, ходьба, завязывание шнурков) проходил очень быстро или чрезвычайно медленно.

- Подвержен воспалениям уха (отитам); разборчив в еде, часто страдает аллергией.

- Спит очень крепко или очень чутко; энурез до позднего возраста.

- Имеет необычно высокий или низкий болевой порог.

- Обострено чувство справедливости; эмоционально восприимчив; стремится к совершенству.

- Количество ошибок и симптомов резко возрастает при затруднениях, стрессе, а также при спешке и проблемах со здоровьем.