ЦЕНТР КОРРЕКЦИИ ДИСЛЕКСИИ ПО МЕТОДУ РОНАЛЬДА ДЕЙВИСА

Способы выявления и коррекции дислексии

Дислексией принято называть общие расстройства чтения. Диагностируется это нарушение путем обследования интеллектуальных особенностей, речевого развития, состояния здоровья, успеваемости в школе и уровня психологической зрелости. Коррекция дислексии направлена на облегчение учебного процесса и включает в себя обучение распознаванию письменных символов, которые складываются в слоги и слова.

Не существует общепринятого определения дислексии, в результате ее распространенность до сих пор не до конца ясна. Многие исследователи считают, что около 15 % детей, обучающихся в общеобразовательных школах, испытывают определенные трудности в процессе чтения и получают соответствующую коррекцию. У половины таких детей проблемы с чтением носят постоянный характер. Дислексия чаще диагностируется у мальчиков, однако, пол не является дополнительным фактором риска развития дислексии.

Причины возникновения дислексии

Нарушения в области распознавания, сочетания и запоминания звуков вызываются проблемами с фонематическими процессами. Также дислексия способствует нарушению письменной речи (трудности, как с написанием, так и с пониманием того, что написано), в результате чего появляются проблемы со слуховой памятью, словообразованием и наименованием объектов.

Нередко наблюдается наследственная предрасположенность к дислексии. Если в семье были случаи подобных нарушений, то это можно отнести к дополнительным факторам риска. По мнению специалистов, дислексия может вызываться кортикальной дисфункцией, являющейся следствием врожденных аномалий развития нервной системы. Некоторые исследователи к предпосылкам развития дислексии относят нарушения взаимодействия или интеграции определенных мозговых функций. Такие нарушения довольно часто фиксируются в левом полушарии, в зоне Вернике (область головного мозга, отвечающая за восприятие речи) и в зоне Брока (отвечает за речевую моторику), а также в соединении между этими областями через дугообразный пучок. Нарушения в области угловой извилины, средней затылочной зоны, а также в области правого полушария способствуют появлению проблем с распознаванием слов. Затруднения при изучении правил словообразования и применения их на практике при чтении текста также расценивают как симптом дислексии. Такие дети могут испытывать трудности при определении части слова, рода слова или перемешивать буквы.

Трудности при чтении могут быть вызваны и не связанными с дислексией причинами, к примеру, низкими когнитивными способностями, зрительно-перцептивными проблемами и аномальными движениями глаз. Однако эти же проблемы, в дальнейшем, могут стать причиной трудностей в изучении слов.

Проявления дислексии

К симптомам дислексии можно отнести задержку речевого развития, трудности в артикуляции и при запоминании букв, цифр и цветов. Нарушение фонологического процесса приводит к сложностям с сочетаниями звуков, делением слов на слоги, рифмованием слов и определением положения букв в слове. Дети с подобными нарушениями нередко могут менять порядок букв и звуков в словах. К ранним признакам дислексии относятся задержка или колебание при выборе слов, их замене или при указывании букв или иных графических символов со сходной конфигурацией. Нередко у дислексиков встречается нарушение кратковременной слуховой памяти или же слуховой последовательности.

Проблемы со зрительным соответствием, необходимым для чтения, встречаются менее чем у 20 % дислексиков. Однако многие из них путают похожие по написанию буквы или же имеют проблемы с соотнесением звуков и букв. Дислексия может проявляться перестановкой знаков или неверным их восприятием, что связано с трудностями при запоминании и воспроизведении в памяти. В результате дети с дислексией путают схожие по написанию буквы: «Т» и «Г», «З» и «Е», «П» и «Л», «но» читают, как «он» и т.д. Однако подобные особенности считаются допустимыми у детей до 8 лет.

Диагностирование дислексии

Выявление дислексии связано, как правило, с поступлением ребенка в дошкольное учреждение или в школу и с изучением там письменных символов. Обследованию на предмет дислексии подлежат дети с недоразвитием пассивной и активной речи, которые имеют проблемы с успеваемостью и отстают от сверстников на первом этапе обучения, или же дети, которые на любом этапе обучения имеют уровень чтения ниже, чем ожидается от них ввиду их интеллектуального и вербального развития. Нередко диагностическим признаком является невозможность ребенка соответствовать типичным и традиционным подходам к процессу обучения чтения, несмотря на возможность широкой вариативности навыков чтения. Еще одним признаком дислексии являются нарушения фонологических процессов.

Для наиболее эффективной диагностики дислексии дети проходят обследование навыков чтения, уровня развития слуха, речи и когнитивных способностей. Помимо этого важную роль играет и психологическое обследование, помогающее выявить функциональные особенности и наиболее предпочтительные формы обучения. К примеру, в США такое обследование может проводиться по требованию учителя или родителя ребенка согласно Закону об образовании людей с ограниченными возможностями. Результаты, полученные в ходе всех исследований, позволяют определить наиболее эффективный метод обучения ребенка.

Для определения распознавания и анализа слов, уровня владения речью, восприятия прочитанного и услышанного и уровня словарного запаса используется оценка понимания текста в процессе чтения.

Психологическое исследование необходимо для выявления эмоциональных аспектов, которые могу оказывать негативное воздействие на процесс чтения. С этой целью, как правило, собирается полный семейный анамнез, который включает в себя наличие психических нарушений и эмоциональных расстройств у родственников.

Специалист проверяет зрение и слух у ребенка путем скринингового обследования или же с помощью специального тестирования, чтобы убедиться, что проблемы с чтением проистекают не из-за нарушений зрительной и слуховой систем. Помимо этого проводится также неврологическое обследование, с помощью которого выявляются вторичные ризнаки дислексии (незрелость нервно-психической деятельности, неврологические нарушения) и иные проблемы.

Коррекция дислексии

Дислексия, как правило, остается проблемой на всю жизнь. Однако, при эффективной коррекции, многие дети способны освоить те или иные навыки чтения и письма.

Как правило, коррекция дислексии предполагает формирование особого учебного процесса с учетом прямого и непрямого обучения распознавания слов и умения выделять части слова. В основе прямого обучения лежит применение особых фонетических методов отдельно от обучения чтению. Непрямое обучение чтению основывается на использовании специальных фонетических методов, включающихся в программы обучения чтению.

Методики могут отличаться друг от друга способами обучения чтению: используется как последовательный переход от изучения звуковых единиц и обозначающих их письменных символов до целых слов, а затем предложений, так и обучение чтению сразу со слов и предложений. Далее рекомендуются подходы, воздействующие на разные органы чувств, с изучением нескольких слов в соединении со зрительными, слуховыми и тактильными ощущениями с целью обучения звукам, словам и предложениям.

Обучение словообразованию и выявлению места звука в слове способствует  приобретению навыка выделения составных частей слова. Умение выделять смысловые части текста включает в себя выявление общей идеи, способность отвечать на вопросы по тексту, выявлять детали и факты и возможность делать выводы из прочитанного. При коррекции также весьма полезен компьютер, с его помощью можно выделять слова или их составные части  в тексте, что может повысить уровень восприятия письменных символов.

Коррекция дислексии проходящая по другим методикам (к примеру, перцептивный тренинг, оптометрический тренинг, тренинг развития зрительно-слуховой интеграции), а также терапия с использованием медицинских препаратов считаются не достаточно эффективными.

Коррекция дислексии по методу Дейвиса

Уникальный метод коррекции дислексии был разработан Рональдом Дейвисом, который сам страдал от данного нарушения. Методика позволяет переключить внимание дислексика на письменные символы, приобрести уверенность в своих силах и скорректировать уровень восприятия текста. В основе методики – контроль перцептивной дезориентации и последующее устранение причин перцептивной дезориентации, что способствует визуализации образов дислексиков (у которых, как известно сильно развито образное мышление) и развитию вербального мышления. Для улучшения навыков чтения и письма предполагается изучение основных языковых символов, освоение слов, при прочтении которых у дислексика не возникает образа, развитие навыков запоминания последовательности и расположения письменных символов и соотнесение их со звуками. Для улучшения восприятия алфавита и письменных знаков при коррекции дислексии по методу Дейвиса используется обычный пластилин, с помощью которого обучающиеся лепят буквы, тем самым получая нужные им образы букв. Сегодня коррекция дислексии по методу Дейвиса признана многими исследователями одной из самых эффективных. Она позволяет научиться управлять дислексией и овладеть навыками чтения и письма, столь необходимыми в современном мире.